- Цицерон
-
I.Цицерон, Марк Туллий; Cicero, Marcus Tullius, 106-43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лациуме, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом (см. здесь же ниже Квинт Туллий Цицерон) получил всестороннее образование. Учился сначала в Риме: изучал риторику у Элия Стилона, знание юриспруденции и практические навыки красноречия получал от таких знатоков гражданского права, как Муций Сцевола Авгур, а позднее - Муций Сцевола Понтифекс. Его учителями были также столь известные тогда ораторы, как Марк Антоний и Луций Красс. С философией его познакомили Филон из Лариссы, стоик Диодот, живший в доме Цицерона, и другие. Юность Ц. пришлась на период войны с союзниками, а также на время внутренних политических смут. После первых выступлений и ораторских успехов между 81 и 79 гг., в 79-77 гг., Ц. уехал путешествовать в Грецию и Малую Азию . Во время полугодового пребывания в Афинах он слушал Антиоха Аскалонского и уже известных в Риме эпикурейцев: Зенона и Федра. Затем он посетил Азиатскую провинцию, оттуда поехал на Родос, где познакомился с Посидонием из Апамеи. На Родосе он изучал риторику в школе создателя так называемого умеренного стиля речи Аполлония Молона, который решительным образом повлиял на формирование собственного стиля речи Ц. По возвращении в Рим Ц. активно занялся ораторской деятельностью, настойчиво пытаясь добиться известности, необходимой для начала политической карьеры, которую начал в 75 г. в качестве homo novus, в 69 г. стал эдилом, в 66 г. - претором, в 63 г. - консулом. В том же 63 г. Ц. раскрыл и сорвал заговор Катилины. При новом политическом укладе, после заключения I Триумвирата в 60 г. (Цезарь, Помпей, Красс) и в консульство Цезаря в 59 г. влияние Ц. уменьшилось. Обвиненный в незаконном вынесении смертных приговоров участникам заговора Катилины, Ц. вынужден был отправиться в изгнание. Вскоре, однако, он вернулся в Рим и проявил большую активность в стремлении отсудить конфискованное имущество, а также выступая с речами в других судебных делах. В 51-50 гг. стал наместником провинции Киликия в Малой Азии. Эту должность исполнял добросовестно, одержав даже военную победу над парфами. В гражданской войне между Цезарем и Помпеем Ц. выступал на стороне Помпея, считая его защитником республиканских идеалов, и последовал за ним в Грецию. После поражения Помпея в 48 г. под Фарсалией в 47 г. возвратился в Италию, примирился с Цезарем, который проявил к нему благосклонность. Ц. предоставил доказательства своей лояльности в некоторых речах (Pro Marcello, Pro rege Deiotaro). В это непростое время Ц. переживал также семейный кризис: в 46 г. он развелся с первой женой Теренцией и вступил в неудавшуюся связь с юной Публией. В 45 г. он пережил смерть любимой дочери от первого брака Туллии. Он уединился в своем доме, вновь ища утешения в философии и литературном труде. Однако, ему не удалось остаться наблюдателем развернувшихся событий. В 44 г., после убийства Цезаря, в 14 речах, названных самим Ц. филиппиками (см. Демосфен), он напал на Марка Антония, которого считал главным врагом республики, видя спасение в его политическом сопернике - юном Октавиане (см. Август). По заключении так называемого II Триумвирата в 43 г. между Антонием, Октавианом и Лепидом, Антоний добился у Октавиана смерти для своего врага. Ц. был убит 7 декабря 43 г. неподалеку от своей виллы в Формии. - Литературное наследие Ц. включает в себя речи, сочинения по риторике, философские трактаты и письма. Речи иллюстрируют 30 лет его чрезвычайно деятельной жизни (81-43 гг.). Они были тщательно подготовлены к публикации. Часто в своей окончательной литературной форме они отличались от фактически произнесенных. Стиль отчетливо эволюционирует: от используемого в первых выступлениях азиатского стиля, возвышенного, насыщенного метафорами, риторическими украшениями, с характерными длинными периодами, через «средний» стиль - более умеренный, тоже с украшениями, однако менее патетический, Ц. пришел к совершенно простому и лишенному украшений «аттическому» стилю. Но ему удавалось в зависимости от характера речи и от аудитории использовать их все. Речи Ц. отличали эрудиция, полет и юмор. Их воздействие основывалось на искусстве периодизации и ритмизации гармонично построенной фразы, изобилующей старательно подобранными стилистическими средствами. Из ораторского наследия Ц. сохранилось 58 речей целиком или большей частью и 20 фрагментов. Исходя из характера этих речей их можно было бы разделить в самом общем виде на судебные и политические. Наиболее известные из первых - В защиту Квинкция (Pro P. Quinctio; 81 г.), первая опубликованная речь на гражданском процессе, отмеченная чертами азиатской манеры, и речи на процессе против Верра (70 г.), наместника Сицилии в 73-71 гг., который допустил там великие злоупотребления. Процесс против Верра включает: Речь против Квинта Цецилия (In Q. Caecilium), подставленного Верром на роль обвинителя; Первая речь против Верра (In Verrem actio I), после которой Верр был осужден на изгнание, и Вторая речь против Верра (In Verrem actio II) в 5 частях. Эта последняя никогда не произнесенная, мастерски обработана литературно и представляет важный документ для установления методов эксплуатации, используемых администрацией провинций. Ее четвертая часть под заглавием О статуях (De signis) приводит обзор произведений искусства на Сицилии. В защиту Мурены (Pro Murena; 63 г.), шутливая, весьма удачная в стилистическом отношении. В защиту поэта Архия (Pro Archia poeta; 62 г.) содержит среди прочего восхваление поэзии и науки. Из речей политического характера первая - это О предводительстве Помпея (De imperio Gn. Pompei; 66 г.) в войне с царем Понтийским Митридатом. Речи против Катилины (In Catilinam orationes IV; 63 г.), разоблачающая разорившегося аристократа, предводителя готовившегося в Риме переворота. Этих речей было четыре. Из них наиболее известна первая. Она отличается совершенным владением так называемым средним стилем. Речи против Антония (In Marcum Antonium orationes Philippicae; 44 г.), которых было четырнадцать, произнесенные в Сенате и перед народом с целью спасения погибающей республики, страстные и полные оскорблений, вновь становятся патетическими. Сочинения по риторике касаются теории красноречия: подбора материала, манеры произнесения, стиля, языка и интеллектуальной подготовки оратора. Он развивает взгляды греков, дополняя их собственными наблюдениями из судебной и юридической практики, что позволило актуализировать содержание и придать произведению римский характер. Так, юношеское произведение Ц. Риторические сочинения (Libri rhetorici) в 2 книгах, от которых сохранилась только часть О содержании (De inventione; 81 г.), носит следы знакомства автора с греческим пособием по риторике Гермагора и анонимным сочинением Rhetorica ad Herennium. Лучшее же произведение на эту тему Оратор (De oratore; 55 г.), выстроенное в форме диалога, направлено на разрешение давнего спора о характерных особенностях красноречия: лежат они в области философии (Аристотель) или риторики (Изократ). Ц. соединяет эти два взгляда в утверждении, что идеальный оратор, кроме навыков в своем ремесле должен иметь основательное философское образование. Дополнением к этому диалогу является Оратор (Orator; 46 г.), в котором Ц. нарисовал образ идеального оратора, опираясь на пример Демосфена, свободно владевшего тремя стилями. Собственные убеждения Ц. изложил в сочинении Брут, где представил историю римского красноречия и дал указания, как следует произносить речь. Он критикует сторонников так называемого аттицистического стиля, простого, берущего за образец греческого оратора Лисия. Эту тему он поднимает также в небольшой работе О лучшем ораторе (De optimo genere oratorum). В двух произведениях из области риторической техники Ц. возвращается к тематике, затронутой в Риторических сочинениях. Это Категории риторики (Partitiones oratoriae; 46 г.), разновидность учебного пособия в форме диалога с философской окраской, Топика (44 г.), философско-риторическое произведение, исходным пунктом рассуждений в котором был трактат Аристотеля того же названия. Ц. излагает здесь квинтэссенцию риторической теории, иллюстрируя ее примерами из области римского права. Все свои философские произведения Ц. написал в 54-51 и 46-44 гг. В соответствии с духом времени, Ц. был эклектиком, то есть черпал свои воззрения из нескольких греческих философских систем. Из стоической философии, представленной в Риме Паэцием, он популяризировал прежде всего этику; познакомил Рим с философскими взглядами Новой Академии (Антиох Аскалонский), теория которой о вероятностях была ему близка, и с эпикурейством, выступая, однако, против свободы нравов, которую порой незаслуженно приписывали последователям этой школы. Наилучшей формой изложения философии Ц. признал диалог, известный из сочинений Платона, а в особенности Аристотеля; он создал также латинскую философскую терминологию. Из обширного творчества Ц. внимания заслуживает Республика (De republica; 54-51) в 6 книгах, сохранилось только окончание произведения, известное как Сон Сципиона (Somnium Scipionis). С. развивает здесь теорию наилучшего государственного устройства. О правах (De legibus; 51 г.) представляет собой дополнение к трактату Республика. Из 5 книг сохранились целиком первые три, чрезвычайно ценные для изучения римских нравов и обычаев. Идеи создания обоих вышеназванных произведений созрели под влиянием Платона. О природе богов (De natura deorum; 45 г.) в 3 книгах содержит обзор теории о сущности бога в представлении различных философских школ. Наивысшее благо и наибольшее зло (De finibus bonorum et malorum; 45 г.) в 5 книгах обозревает взгляды различных школ на проблему добра и зла. Это произведение обладает значительными литературными достоинствами. Тускуланские диспуты (Tusculanae disputationes; 45 г.) в 5 книгах заключает в себе рассуждеения о счастье и необходимых условиях его достижения. Катон о старости (Cato Maior de senectute; 45 г.), великолепный трактат, посвященный Аттику, в котором Ц. оспаривает недостатки, приписываемые старости, выдвигая на первый план преимущества этого возраста. Об обязанностях (De officiis; 45 г.) в 3 книгах, последнее философское произведение Ц., посвященное сыну Марку, исполнено заботы об общем благе. Ц поднимает вопрос выбора между тем, что достойно (honestum), и тем, что полезно (utile). Заслуга Ц. состоит не только в том, что он познакомил Рим с греческой философией, но и в том, что в своих произведениях он сопоставлял греческую философскую мысль с римской традицией и римской действительностью, среди прочего посредством иллюстрирования тезисов римскими примерами. Из корреспонденции Ц. нам известна почти 1000 писем, составленных в 4 сборника. Письма к знакомым (Epistulae ad familiares) в 16 книгах (название происходит от гуманистов) включает в себя переписку Ц. с различными знакомыми ему людьми, а также их письма к Ц. Среди прочих мы находим письма Катона, Марка Лепида, Азиния Полиона. Письма к Аттику (Epistulae ad Atticum; 68-44 гг.) в 16 книгах. Сборник содержит почти исключительно письма Ц. к его другу Помпонию Аттику. Это наиболее личные и искренние письма, представляющие собой источник познания личности автора, а прежде всего - возможность исследовать окружение писателя. Письма к брату Квинту (Epistulae ad Quintum fratrem; 60-54 гг.), малый сборник в 3 книгах, содержит письма Ц. к брату Квинту и среди них - первый подробнейший трактат об управлении провинцией, написанное в ответ на письмо брата для Ц., когда последний хлопотал о консульстве. Письма к Марку Бруту (Epistulae ad M. Brutum; 43 г.) в 2 книгах содержит корреспонденцию Ц. с Брутом, одним из убийц Цезаря, а также Брута с Ц; среди этих писем находится и письмо Брута Аттику. Письма Ц. отражают общественную жизнь Рима в период упадка республики на протяжении четверти века, представляя собой ценный документ эпохи, выявляя как человеческие слабости, так и благородство Ц. В письмах Ц. предстает прекрасным стилистом, а их язык позволяет нам судить о повседневной латыни образованных сословий. Лишь короткие отрывки дошли до нас от поэтического творчества Ц. Несколько более крупные фрагменты сохранились от поэмы Аратея, представлявшей перевод греческого произведения Арата под название Феномены, расширенного Ц. за счет данных, почерпнутых у комментаторов Арата. О своем консульстве (De consulatu suo), поэма, описывающая деяния Ц. во время его консульства, в 3 песнях стала причиной его столкновения с Помпеем и недовольства последнего. Из нее сохранилось 3 стиха. Разделение наследия Ц. на речи и риторические и философские трактаты было введено исключительно для упрощения, ибо в действительности эти три стороны его творчества тесно связаны между собой. Проза в произведениях Ц. достигает вершин мастерства, обеспечивая ему первое место среди латинских стилистов. Весь период, в который творил Ц., называется в истории литературы веком Цицерона. Произведения Ц. и его личность оказали значительное влияние на создателей европейской культуры.II.Цицерон, Квинт Туллий; Cicero, Quintus Tullius, 102 - 43 гг. до н. э., римский политик, брат Марка Туллия Цицерона, вместе с которым он учился в Афинах. В 61 - 58 гг. был пропретором в Азиатской провинции. В гражданской войне между Цезарем и Помпеем выступал на стороне Помпея. После поражения последнего перешел к Цезарю. Погиб в 43 г. - В 64 г. написал для брата Commentariolum petitionis - памятную записку о консульстве, наставляя того, каким образом ему следует поступать, чтобы получить максимальное количество голосов избирателей. Из переписки братьев в 60-54 гг. сохранились три книги писем Марка к Квинту, и среди них только четыре письма написанные Квинтом. Квинт Ц. был также автором несохранившихся трагедий, в том числе пьесы Электра.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998