- Амбросий Аврелий
-
Амбросий Аврелий, Ambrosius Aurelius, св., ок. 337-397 гг. н. э., христианский латинский писатель, Отец и Доктор Церкви. Родился в Тревизе в известной римской семье. После ранней смерти отца его мать вместе с тремя детьми возвратилась в Рим: здесь сестра А. Марцелина поступила в монастырь, а его брат Сатирий стал высоким государственным чиновником. По завершении риторического и юридического образования А. получил должность управляющего Лигурией и Эмилией с резиденцией в Медиолане (ок. 370 г.), где стал епископом в 374 г. Жизнеописание А. создал его секретарь Паулин по просьбе Августина. А. оказал большое влияние на церковную и политическую жизнь своего времени, несомненно, в некоторой степени благодаря занимаемой им должности. Он ратовал за признание главенства христианской религии, вмешивался в вопросы общественной жизни, добился прекращения государственных дотаций на поддержание языческого культа и в 382 г. - удаления статуи богини победы (Victoria) из зала заседаний Сената. С мнением А. считались императоры того времени. А. умер в Медиолане 4IV397. После получения епископского сана А. развил оживленную писательскую деятельность в различных областях теологии. К важнейшим сочинениям А. относятся: Гексамерон (комментарий к 6 дням творения), опирающийся на трактовку Василием истории творения из Ветхого завета и Псалмов, а также ряд трактатов, где разъясняются книги Ветхого завета при помощи аллегорий Филона. Из комментариев к Новому завету особую ценность представляет комментарий к Евангелию от Луки (см. Библия). Из писаний на этические темы нужно назвать: О духовных обязанностях (De officiis ministrorum), пособие по христианской этике, опирающееся на сочинение Цицерона De officiis, а также рад трактатов о девственности. Из догматических сочинений важнейшими представляются: трактат О вере (De fide) - отправленный императору Грациану: О Духе Святом (De Spiritu Sancto) - написанный по заказу Грациана, О покаянии (De poenitentia). Сохранились и его катехизисные сочинения, самые значительные из которых Тайны (De mysteriis) и Таинства (De Sacramentis). Из речей следует упомянуть На смерть брата Сатирия (De exessu fratris Satyri), На смерть Валентиниана (De obitu Valentianiani), На смерть Феодосия (De obitu Theodosii), написанные согласно риторическим канонам и обнаруживающие прекрасную осведомленность А. в этой области. Для знакомства с произведениями и направлениями, господствовавшими в ту эпоху чрезвычайно важны письма (их всего 91). А также является автором нескольких десятков гимнов (ученые называют различное их число). На язык и стиль большое влияние оказала риторика, а в более поздний период - изучение и чтение Отцов Церкви и религиозных писателей Восточной империи. А принадлежал к уже тогда редким латинским писателям, знающим греческий язык. А. способствовал дальнейшей адаптации латинского языка к нуждам христианской науки. Влияние А. на формирование католической этики и теологии было очень велико: набор практических указаний (касающихся жизни общины верующих), содержащийся в сочинениях А., в немалой степени сформировал позднейшие взгляды на эти вопросы. А. пользовался огромным авторитетом на Западе, о чем лучше всего свидетельствует его титул Доктора Церкви. Немало уважения прибавило ему его благородное, хотя категоричное и порой деспотичное поведение.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998