- Марциан Капелла
-
Марциан Капелла, Martianus Felix Capella, первая половина V в. н. э., римский энциклопедист. Юрист из Карфагена, автор своего рода энциклопедии в 9 книгах, произведения, известного под названием Брак Филологии и Меркурия (De nuptiis Philologiae et Mercurii), в котором проза перемежается стихами, как в менипповой сатире (см. Менипп из Гадары). Сочинение М.К. рассказывает о семи областях современной ему науки, о так называемых семи свободных искусствах: грамматике, диалектике, риторике, геометрии, арифметике, астрономии и музыке. Варрон, первый римский энциклопедист, добавлял к программе обучения молодого римлянина также архитектуру и медицину, которые М.К. сознательно исключил из своего произведения. С целью разнообразить содержание пособия (предназначенного для сына) М.К. воспользовался аллегорической повестью о свадьбе Меркурия и Филологии, символа науки, которая после обожествления на Олимпе получает от Аполлона в качестве свадебного подарка семь служанок, упомянутые семь искусств (I и II кн.). В основной части произведения (III-IX кн.) отдельные аллегорические образы в соответствующих нарядах и с соответствующими атрибутами показывают новой госпоже свои умения. Вступительная часть изобилует поэтическими вставками (42 вставки различными метрами), зато вторая, энциклопедическая, написана малопонятной, искусственной прозой; предложения в ней очень длинные (одно из них насчитывает 180 слов). Сведения из различных областей знания, составленные в краткий энциклопедический свод, поданы сухо, порой представляются механической компиляцией разных источников, не только произведений Варрона, но и сочинений греческих и римских авторов, имен которых М.К. — согласно тогдашнему обычаю — не приводит. Хотя М.К. был посредственным писателем, его высоко ценили в средневековье, поскольку его произведение содержало всю сумму знаний, входивших в школьную программу того времени. Оно служило школьным учебником, его комментировали и переводили. Аллегорический способ раскрытия темы (заимствованный у Апулея) оказал большое влияние на аллегорическую поэзию средних веков.
М.В. Белкин, О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998