- ТРАКТОР
-
машина-двигатель, приспособленная для тяги (буксирования) с.-х. и др. специальных (дорожные струги, катки и др.) машин. Т. м. б. использован и как стационарный двигатель.
Т. состоит из целого ряда отдельных механизмов и частей (см. рис.): 1) Силовая часть -обычно 4-тактный двигатель (3) внутреннего сгорания. Число цилиндров: часто 4, реже 2 и очень редко 1 или 6. Цилиндры располагаются вертикально (чаще) и горизонтально (реже). Основное топливо- керосин. При пуске двигателя-бензин. 2) Передаточная часть-служит для передачи вращения и силы от коленчатого вала (23) двигателя к ведущему механизму и состоит из муфты сцепления (22), коробки скоростей (19), конической передачи (18) с дифференциальным механизмом (15 и 16). 3) Ведущая часть Т.-служит для его передвижения и состоит у колесного Т. из 2 задних колес (27) большого диаметра (до 1400 мм) с широким ободом, на поверхности к-рого прикрепляются шпоры (почвозацепы); у гусеничного Т. ведущая часть-две гусеничные ленты, составленные из отдельных звеньев (числом от 15 до 35) и снабженные шпорами, и гусеничная тележка с опорными и поддерживающими роликами и направляющим или натяжным колесом. 4) Механизм управления-служит для управления Т. во время передвижения. В колесных Т. он состоит из передних направляющих колес (28), рулевого управления (14). В гусеничных Т. механизм управления состоит из рычагов управления, соединенных с тормозными барабанами дифференциала (тип Т. Клетрак) с многодисковыми муфтами управления (тип Т. ЧТЗ, Катерпиллар). Выключая муфты при помощи рычагов, поворачивают трактор в нужном направлении. 5) Рама (20)-служит для поддержания и соединения всех частей и механизмов Т. Она бывает литой чугунной (СТЗ), штампованной стальной (Валлис), клепаной железной (старый "Харт парр"). Рама как отдельная часть может совсем отсутствовать и заменяться чугунным кожухом, прикрывающим механизмы передач (безрамные Т.-Фордзон, Фордзон-Путиловец и др.).
По устройству механизмов Т. распределяются на следующие группы: 1) По устройству ведущих механизмов: колесные (СТЗ, ХТЗ, Фордзон-Путиловец, Нейс и др.), гусеничные (ЧТЗ- Сталинец, Катерпиллар, Коммунар, Клетрак и др.). Гусеничные Т. обладают многими преимуществами перед колесными (лучшая проходимость по мягкому грунту, меньшее буксование и т. д.), но их изготовление значительно дороже. Колесный Т. можно превратить в гусеничный с помощью специальных гусеничных ходов. 2) По устройству двигателя Т. бывает одно- или двухцилиндровый с горизонтальным расположением (Ланц, Джон-Дир, Ойль-Пуль);четырехцилиндровый с вертикальным расположением цилиндров (СТЗ, Катерпиллар и др.). 3) По мощности двигателя: маломощные (Фордзон-Путиловец), средней мощности(СТЗ) и мощные (Сталинец, Катерпиллар, Коммунар).
Продольный разрез тракторов СТЗ и Интернационал: 1-радиатор; 2-вентилятор; 3-сменные гильзы цилиндров; 4-карбюратор; 5-бак для воды; 6-бак для керосина; 7-бак для бензина; 8-рычаг, включающий шкив и пауэр-тейк-офф; 9- рычаг тормоза; 10-рычаг перемены скоростей; 11-приводной шкив для стационарной работы; 12-верхний валик коробки скоростей для приводного шкива и пауэр-тейк-офф; 13-педаль муфты сцепления; 14-рулевое колесо; 15-коренная шестерня дифференциала; 16-шестерни сателиты; 17-сцепная серьга; 18-тормоз; 19-шестерни коробки скоростей, 20-главный картер-рама трактора; 21-маховик мотора; 22-муфта сцепления; 23-коленчатый вал; 24-картер двигателя; 25-масляный насос; 26-пусковая рукоятка; 27- ведущие колеса; 28-направляющие колеса.
Продольный разрез трактора ЧТЗ-Сталинец: 1-коническая шестерня; 2-акселераторный рычаг; 3-рулевой рычаг (ручка); 4- рычаг муфты сцепления; 5-тормозная педаль; 6-манометр; 7-коленчатый вал; 8-кулачковый (распределительный) вал; 9-шатун; 10-поршень; 11-клапан; 12-вентилятор; 13-радиатор; 14-трубопровод к насосу; 15-масляный колодец; 16-масляный насос; 7 7-сетка масляного фильтра; 18-переднее (холостое) колесо гусеницы; 19-пружина натяжная гусеничного полотна; 20-уравнивающее коромысло (брус); 27-главный диск сцепления; 22-шестерни коробки (перемены) скоростей; 23-нижние ролики гусеницы; 24-зубчатое (ведущее) колесо гусеницы; 25-шестерня последней передачи; 26-ось зубчатого колеса гусеницы; 27-звено ходовой цепи; 28-башмак гусеницы; 29-прицепной крюк; 30-малая коническая шестерня; 31- муфта управления; 32-малая шестерня последней передачи; 33-бак для топлива.
Т. имеет два показателя мощности в лошадиных силах. Оба показателя объединяются и обозначаются дробью. Напр. мощность Т. СТЗ обозначается дробью 15/30 л. с; в числителе ставят мощность на крюке, в знаменателе-на шкиве. См. Валлис, Джон-Дир, Интернационал, Катерпиллар, Кейс, Шетрак, Ойль-Пуль, Пропашной трактор, Сталинец, СТЗ, Фармолл, Фордзон, Фордзон-Путиловец, ХТЗ.
Сельскохозяйственный словарь-справочник. — Москва - Ленинград : Государстенное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз». Главный редактор: А. И. Гайстер. 1934.