- МАШИННО-ТРАКТОРНЫЕ МАСТЕРСКИЕ
-
МТМ, строятся двух типов-на 100 и на 250 тракторов. МТМ предназначаются для капитального, среднего и текущего ремонта тракторов, автомобилей и с.-х. машин. Оборудованные станками, специальными приборами и измерительными и контрольными инструментами МТМ гарантируют высокое качество ремонта, обеспечивая бесперебойную работу автотракторного и машинного парка. В основу проектирования и оборудования МТМ положен последовательный технологический процесс ремонта трактора. МТМ имеет следующие производственные помещения: для внешней очистки трактора, моечная, сборочная тракторов, сборочная с.-х. машин, склад частей, инструментальная, механическая, испытательная, медницкая, сварочная, кузница, пусковая, электротехническая, силовая, деревообделочная.
Остальное оборудование: приводной станок для расточки цилиндров, универсальный станок для прожигания подшипников и приработки мотора, пресс гидравлический до 40 т, пресс винтовой до 25 т, комплект приборов для заливки и расточки коренных и шатунных подшипников; специальные приборы для ремонта радиаторов, шатунов, клапанов и электрооборудования; приспособление для разборки и сборки тракторов; стенд для испытания мотора; комплект слесарных инструментов; комплекты оборудования для сварочных и кузнечных работ; комплект столярных инструментов; оборудование силовой станции.
Ввиду того что сейчас тракторный парк МТС в среднем не превышает
Типовое оборудование и штаты МТМ
Наименование
МТМ на 100 тракторов
МТМ на 250 тракторов
Станки
Токарные большие 250 -300 х 1 500 - 2 000
1
2
Токарные малые 150 -200 х 1 000 - 1 200
1
2
Сверлильные до 18,22 и 40 мм
3
3
Всего
5
7
Штаты
Производственные рабочие:
по ремонту тракторов
27
46
по ремонту с.-х. машин
5
10
подсобные
4
6
Административно-технический персонал
4
5
Конторский
4
4
Младший обслуживающий
4
5
Всего . . .
48
76
Один сверлильный станок используется для работ, связанных с шлифовкой цилиндров мотора.
100 единиц, МТМ на 250 тракторов при обслуживании одной МТС ремонтом будет недогружена. Для наиболее полной и правильной загрузки МТМ намечено догрузить их организацией специальных цехов для ремонта автомашин, магнето и другого электрооборудования тракторов и автомобилей.
В 1932 г. в МТС, имевших малый тракторный парк, строились мастерские малого объема-на 50 тракторов, представлявшие собой секцию мастерской капитального ремонта на 250 тракторов и состоявшие из сборочного цеха для с.-х. машин, сварочной с генераторной, кузницы и деревообделочной. В 1934 г. проект этой мастерской подвергся переработке и в переработанном виде представляет полноценный, технологически законченный проект малой мастерской. Мастерская должна иметь следующее оборудование: станков токарных-1, сверлильных-2, расточных-1, прижигательных-1; кроме того комплекты кузнечного и сварочного оборудования, слесарного и монтажного инструмента, а также приборы для ремонта подшипников, поршневой группы, клапанов и съемников.
Для капитального ремонта моторов в областях и краях с развитой сетью МТС организованы ремонтные заводы, обеспечивающие высокое качество ремонта и снижение его стоимости. Мастерские капитального ремонта зерновых совхозов с пропускной способностью 150-200 тракторов предназначаются для капитального и среднего ремонта тракторов, автомобилей и комбайнов.
Межсовхозные мастерские с пропускной способностью в 300-400 моторов в год обслуживают близлежащие совхозы, не имеющие своей ремонтной базы, и предназначаются для капитального ремонта моторов тракторов, автомобилей и комбайнов.
Мастерские среднего ремонта животноводческих совхозов, имеющих до 50 тракторов, и животноводческих совхозов и отделений зерновых совхозов, имеющих 25 тракторов, предназначаются для среднего ремонта тракторов, автомобилей и комбайнов и для капитального ремонта с.-х. машин.
Мастерские текущего ремонта для ферм животноводческих совхозов, имеющих 5-10 тракторов, помещаются в приспособленных зданиях, оборудованы простейшим слесарным и кузнечным инструментом и имеют штат в 7 чел.
Передвижные полевые мастерские для текущего ремонта машино-автотракторного парка представляют собой автомобили, передвижные вагончики или конную повозку, оборудованные простейшими ремонтными приспособлениями и приборами, а также слесарным и кузнечным инструментом, и имеют необходимый комплект запасных частей, ремонтных материалов и противопожарного оборудования.
Для предохранения механизмов при разборке трактора от непогоды, грязи и пыли к вагончику приспособляется закрытое помещение из брезента или из легких щитов с досчатым щитом-полом. При переезде пол-щит и палатка разбираются и перевозятся на вагончике. Наибольшая загрузка передвижной полевой мастерской падает на период уборочных работ, когда одновременно с проведением технического ухода и ремонта тракторов выполняется наиболее сложный технический уход за уборочными с.-х. машинами (комбайны и др.). Штат для обслуживания такой мастерской-передвижки должен состоять из 2 человек-механик по тракторам и слесарь-кузнец.
Сельскохозяйственный словарь-справочник. — Москва - Ленинград : Государстенное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз». Главный редактор: А. И. Гайстер. 1934.