- РЕМОНТ С.-Х. МАШИН
-
замена или исправление в машине отдельных частей, потерявших работоспособность вследствие износа или поломки. Р. с.-х. м.-важнейшее хозяйственно-политическое мероприятие, от своевременного проведения и качества к-рого зависит успешность работы машин. Р. с.-х. м. определяет качество (бесперебойность, длительность) работы машин и дает возможность совхозу, МТС, колхозу полностью использовать все свои средства производства. Основу ремонта составляет текущий и средний ремонт. Каждая машина д. б. отремонтирована и опробована до начала ее эксплуатации. Приемку машин из ремонта должен производить высококвалифицированный механик, а тракторы и моторы должны принимать лично директор и механик МТС, а в совхозах-управляющий и механик отделения. Приемку надо оформить приемочно-сдаточным актом с указанием фамилий лиц, производивших ремонт ответственных деталей и сборку основных агрегатов. При выявлении виновных в браке их необходимо привлекать к ответственности. С особой бдительностью надо относиться к выбраковке тракторов и с.-х. машин, т. к. классовый враг пытается путем выбраковки годных еще к работе тракторов уменьшить мощность тракторного парка совхозов и МТС. Только полная изношенность машины и невозможность восстановить и использовать основные механизмы , дают право выбраковать машину.
Пост. СТО от 21 сент. 1933 г. срок работы трактора в с. х-ве определен в количестве не менее 10 000 ч. работы. После этого специальная комиссия, назначаемая НКЗ республики, краевым или обл. земуправлением и республиканским, краевым или обл. уполномоченным НКСХ, определяет возможность и целесообразность восстановления или выбраковки трактора.
Тем же пост. СТО установлено три основных типа ремонта тракторов: текущий ремонт (частичная разборка мотора и очистка от нагара, регулировка, проверка, промывка механизмов, мелкие исправления, подтяжка креплений, установка взамен потерянных гаек, шайб, болтов и т. д.) производится по мере надобности, но не реже 1 раза через 600 ч. работы; средний ремонт (частичная разборка трактора и проверка износов, полная очистка от нагара головки цилиндров и гильз, проверка, ремонт, смена клапанов, поршней, пальцев, колец и стопорных болтов, проверка состояния баббита, смена изношенных вкладышей, регулировка и подтяжка всех подшипников, проверка манометра, колец, проверка и очистка карбюратора, проверка состояния электрооборудования, рулевого управления и т. д.) производится не чаще 2 раз между капитальными ремонтами; капитальный ремонт (наружная очистка, полная разборка трактора, промывка, очистка от грязи, нагара, тщательный контроль и отбраковка деталей с составлением дефектного акта, ремонт изношенных частей, смена сработанных и поломанных деталей, сборка, регулировка, окраска и окончательное испытание трактора) производится не раньше года работы трактора или годичного срока после предыдущего капитального ремонта.
В отношении остальных с.-х. машин и орудий мы имеем в основном такую же схему ремонта с той разницей, что ремонт тракторов требует более сложного оборудования мастерских (см. Машинно-тракторные мастерские).
Сельскохозяйственный словарь-справочник. — Москва - Ленинград : Государстенное издательство колхозной и совхозной литературы «Сельхозгиз». Главный редактор: А. И. Гайстер. 1934.