- МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО
- МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО
-
(Machiavelli, Niccolo) (1469–1527) Флорентийский политический советник и историк; его часто называют первым теоретиком политики. После падения правления Савонаролы Макиавелли в возрасте двадцати девяти лет становится главой Второй канцелярии Флоренции. Будучи участником флорентийских дипломатических делегаций, познакомился с ведущими политическими деятелями своего времени, среди которых особо следует выделить Чезаре Борджиа, Максимилиана I (императора Священной Римской империи) и папу Юлия II. Вслед за вторжением во Флоренцию и возвратом к власти семейства Медичи Макиавелли был отстранен от должности и брошен в тюрьму за участие в заговоре. В 1513 г. выпущен на свободу и пытается устроиться политическим советником к новому папе, ставленнику Медичи (Джованни), которому посвятил свою книгу "Государь" ("The Prince"). Потерпев неудачу на политическом поприще, Макиавелли обращается к занятиям наукой вместе с группой "литераторов", составивших кружок "Сады Ручеллари". В этот период он написал среди прочего три "Трактата" ("Discourses") (завершены в 1519 г.). о первых десяти томах истории Рима Ливия. С 1521 г. и до конца жизни Макиавелли работал над заказанной ему историей Флоренции. Главное, что привнес Макиавелли в политическую науку, изложено им в труде "Государь" и в "Трактатах". Обе книги можно рассматривать как изложение условий, необходимых для поддержания политической стабильности при двух различных формах государственного устройства (княжества и королевства в "Государе" и республика в "Трактатах"); в них обсуждаются одни и те же темы, даются схожие советы политическим лидерам: они должны поддерживать власть, а также добиваться славы, чести и богатств для правителей и их народов. По сути книги посвящены рассмотрению одной темы: что требуется от тех, кто стоит у власти, для того чтобы обеспечить все эти блага. Ответ Макиавелли покоится на взаимодействии двух ключевых классических представлений – фортуны (fortune) и доблести (virtu). Представление о фортуне Макиавелли унаследовал скорее от римлян, чем от христиан. Судьба на языке Макиавелли – это не синоним "рока" или "провидения". Это скорее "сила", с которой государство должно "заключить союз", чтобы достичь величия. Макиавелли, считает, что государи (а в республиках все граждане в целом) должны сделать все необходимое, дабы сохранить свободу и стяжать славу для государства. Это уже свойство доблести. Доблесть, когда может, использует удачу и судьбу, но обладающие ею государи совершат великие дела, даже без помощи удачи и судьбы. В мире зла, предупреждает Макиавелли, мудрый государь должен понимать, что не всегда благоразумно поступать, исходя из общепринятых правил личной морали. В своих действиях государь должен руководствоваться только необходимостью. Большая часть книги "Государь" посвящена примерам (взятым в основном из дипломатической практики самого Макиавелли) искусства политического руководства: государь должен быть хитрым, как лис, и сильным, как лев; ему следует избегать людской ненависти и внушать благоговение; он должен неуклонно являть собой образец благородства и добродетели, независимо от его поступков; государь должен быть готов действовать жестоко. Если "Государь" посвящен тому, какими должны быть правители, то в "Трактатах" больше внимания уделяется требованиям к гражданам. Главный тезис Макиавелли в "Трактатах" состоит в том, что свобода есть необходимая предпосылка для накопления мощи и богатств. Поэтому основная политическая задача республики – это защита свободы, которая прежде всего требует от всех граждан высочайшей "добродетели". Какая роль выпадает на долю правителей в республике? Ответ Макиавелли таков: они должны так организовать государство, чтобы способствовать развитию добродетели своих граждан и предотвращать коррупцию (в виде подмены общих интересов частными или всякого безразличия). Для этого нужны люди, обладающие незаурядными достоинствами, а также теми качествами, которые детально описаны в "Государе". Государство, добавляет Макиавелли, способно отстоять свою свободу путем установления господства над другими государствами, для чего необходимы многочисленное население, вооруженные отряды граждан (милиция) и сильные союзники. С точки зрения внутреннего устройства, сильная республика характеризуется мудро составленной конституцией и основными институтами (ordini), главная задача которых – способствовать развитию гражданского патриотизма, необходимого для защиты свободы. Центральное место отводится государственной поддержке церковного богослужения, направленной на то, чтобы побуждать людей стремиться к совершенству и славе. Впрочем, Макиавелли самым решительным образом настаивает на том, что религия Рима справляется с этой задачей лучше, чем христианство с его расслабляюще действующими идеалами, такими как благочестие, смирение и общая отрешенность от мира сего. Макиавелли отрицает также традиционное для христианства утверждение социальной гармонии, подчеркивая практическую ценность сохранения различия между богатыми и бедными сословиями. Боясь господства одного социального слоя над другим, Макиавелли обращается к идее "смешанного устройства": не аристократического и не демократического, а включающего элементы того и другого. Аналогичным образом, законы должны создаваться не только для защиты богатых (например, запрещение клеветы) и народных масс (например, ограничение положений о чрезвычайных полномочиях), но и для того, чтобы во избежание междоусобиц держать народ в бедности. Макиавелли и сейчас остается фигурой непостижимой. Как замечает Сабин: "Его представляли полнейшим циником, страстным патриотом, ярым националистом, политическим иезуитом, убежденным демократом и беспринципным искателем милостей у деспотов". Столь же противоречивые оценки вызывают и его труды. Авторы из числа гражданских республиканцев (например, Скиннер, Пококк) видят в Макиавелли представителя возрождения ценностей классического гуманизма. Штраус и его сторонники (например, Мэнсфилд), напротив, видят в Макиавелли ключевую фигуру в истории философии политики, поскольку в качестве определяющего предмета политических исследований он поставил "свободу" выше "естества". С их точки зрения, Макиавелли является первым современным политическим философом.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.
Политология. Словарь. — РГУ. В.Н. Коновалов. 2010.