Макиавелли Никколо это:

Макиавелли Никколо
Макиавелли, Макьявелли (Machiavelli) Никколо (3.5.1469, Флоренция, ‒ 22.6.1527, там же), итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Из обедневшей знатной семьи. С 1498 был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, выполнял важные дипломатические поручения. В 1512, после восстановления тирании Медичи, был отстранён от службы и сослан в своё поместье под Флоренцией. Наиболее значительные сочинения: «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия» (1531, русский перевод 1869), «Государь» (1532, русский перевод 1869; «Князь» в Сочинения, т. 1, 1934), «История Флоренции» (1532, русский перевод 1973). М., страстный патриот, считавший, что бедствия Италии объясняются главным образом политической раздробленностью, создал теорию государства, способного, как он полагал, преодолеть эту раздробленность. Важным вкладом М. в историю политических идей Возрождения был его подход к проблеме государства со светских (а не с теологических) позиций: он пытался раскрыть законы общественного развития, основываясь на данных истории, на раскрытии человеческой психики, на учёте реальных фактов, реальной обстановки. К. Маркс относил М. к числу тех политических мыслителей, которые «... стали рассматривать государство человеческими глазами и выводить его естественные законы из разума и опыта, а не из теологии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 1, с. 111). М. разделял веру большинства гуманистов в могучие творческие возможности человека. Согласно концепции М., сильная личность способна противостоять «фортуне», случайным стечениям обстоятельств (роль которых в истории велика), противопоставив им свою энергию и проницательность (в идее борьбы личной «доблести» ‒ virtú и «фортуны» особенно ярко проявились черты, характерные для взглядов эпохи Возрождения); всестороннее рассмотрение обстоятельств и умение изменять политику в соответствии с ситуацией способны обеспечить успех правителям. Лучшей формой государства М. считал республику, однако был убеждён, что итальянская действительность (непрерывная вражда между собой итальянских государств, подвергающихся нападениям иноземцев) требует установления единовластия; только при сильном государе возможно создать независимое итальянское государство, свободное от чужеземного ига. Он полагал, что для упрочения государства допустимы любые средства ‒ насилие, убийство, обман, предательство (впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, пренебрегающую законами морали). М. резко осуждал политику феодальной знати и особенно папства, приводившую к постоянным раздорам, препятствовавшую складыванию единого итальянского государства; вместе с тем он опасался и «черни» (plebs), легко вовлекаемой в авантюры. Его симпатии ‒ на стороне средних и высших слоев торгово-ремесленного населения итальянских городов («народа» ‒ popolo). Как историк М. сделал важный шаг в развитии историографии. Он искал исторические закономерности, глубокую причинную связь событий. М., убеждённый в неизменности человеческой природы, рассматривал историю как столкновение «вечных» страстей и интересов, индивидов и сословий. Важнейшей движущей силой истории М. считал политическую борьбу, которая в его изложении часто выступала как борьба социальная, классовая.

М. ‒ автор карнавальных песен, сонетов, новелл и других литературных произведений. Наиболее выдающееся из них ‒ комедия «Мандрагора» (русский перевод 1924), резко бичующая нравы тогдашней Флоренции. Особым нападкам подвергнута церковь с её лицемерием и растлением нравов. Отличительная черта комедии ‒ целеустремлённость, воля, активность её персонажей. М. обогатил итальянскую литературу ясной, лаконичной, лишённой риторических украшений прозой.

М. был «... первым достойным упоминания военным писателем нового времени» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 346). В трактате «О военном искусстве» (1521, русский перевод 1936) резко критиковал систему наёмных войск, состоящих, по его мнению, из подонков общества и занимающихся грабежом, и рекомендовал заменить наёмников постоянной армией милиционного типа, построенной на основе всеобщей воинской повинности и полностью подчинённой государю. «Жизненной основой всякого войска» М. считал пехоту; кавалерия, полагал М., должна быть немногочисленной, хорошо обученной и экипированной. М. отводил главную роль в бою холодному оружию и недооценивал огнестрельное оружие, поскольку оно в то время было несовершенным. М. требовал от армии высокой тактической выучки, слаженности, дисциплины, способности к быстрому маневру, придавал большое значение резервам. Стратегические взгляды М. были непоследовательны (он выдвигал в качестве главного средства достижения победы то решительное сражение, то измор противника). Многие положения М. заимствовал у Вегеция, нередко механически перенося опыт армии Древнего Рима в совершенно иную эпоху. В 1506‒1510 создал во Флоренции пешее и конное ополчение (до 20 тысяч человек), имевшее единое обмундирование и проходившее систематическую боевую подготовку (однако в 1512 оно было разбито профессиональной испанской армией).

Католическая церковь в 1559 внесла сочинения М. в «Индекс запрещенных книг».


Соч.: Opere, Mil. ‒ Naples, 1954; в русском переводе ‒ Сочинения, т. 1, М. ‒ Л., 1934.


Лит.: Виллари П., Н. Макиавелли и его время, перевод с итальянского, т. 1, М., 1914; Грамши А., Избранные произведения, перевод с итальянского, т. 3, М., 1959, с. 111‒29, 159‒61; Вайнштейн О. Л., Западно-европейская средневековая историография, М. ‒ Л., 1964, с. 276‒86; Де Санктис Ф., История итальянской литературы, перевод с итальянского, т. 2, М., 1964, с. 70‒146; Строков А. А., История военного искусства, т. 1, М., 1955, с. 337‒340; Рутенбург В. И., Жизнь и творчество Н. Макьявелли, в книге: Макьявелли Н., История Флоренции [перевод с итальянского], Л., 1973; Pulver J., Machiavelli..., L., 1937; Ridolfi R., Vita di N. Machiavelli, 2 ed., Roma, 1954; Malarczyk J., U zródeł włoskiego realizmu politycznego. Machiavelli i Guicciardini, Lublin, 1963; Chabod F., Scritti su Machiavelli, Torino, 1964; Sasso G., Studi su Machiavelli, [Napoli, 1967]; Whitfield J., Discourses on Machiavelli, Camb., 1969; Balaci A., Niccolo Machiavelli, [Bucureşti, 1969].


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Макиавелли Никколо" в других словарях:

  • Макиавелли, Никколо — Никколо Макиавелли Niccolò Machiavelli …   Википедия

  • Макиавелли Никколо — Никколо Макиавелли Niccolò Machiavelli философ, политик, писатель Дата рождения: 3 мая 1469( …   Википедия

  • МАКИАВЕЛЛИ НИККОЛО — (Machiavelli, Niccolo) (1469–1527) Флорентийский политический советник и историк; его часто называют первым теоретиком политики. После падения правления Савонаролы Макиавелли в возрасте двадцати девяти лет становится главой Второй канцелярии… …   Политология. Словарь.

  • Макиавелли, Никколо — (1469 1527) итальянский политический мыслитель, историк («История Флоренции», 1520 1525, издана 1532), писатель (комедия «Мандрагора», 1518, поставлена и издана 1524). Считается основателем политической теории элит (элитизма). Видел главную… …   Политология. Словарь.

  • Макиавелли Никколо — (Machiavelli) Макиавелли, Макьявелли Никколо ди Бернардо (Machiavelli, Niccolo) (1469 1527) Итальянский политический деятель, писатель, историк. Ратовал за неограниченную власть государя, т.к. главной причиной бедствий Италии считал ее… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Макиавелли Никколо — (1469 1527 гг.) итальянский политический мыслитель, историк (История Флоренции, 1520 25 гг.). В 1498 1512 гг. служил в Совете десяти Флорентийской республики. После возвращения к власти Медичи отстранён от службы и после тюремного заключения… …   Исторический словарь

  • Макиавелли Никколо — Макьявелли (Machiavelli) (1469 1527), итальянский политический мыслитель, историк («История Флоренции», 1520 1525, издание 1532), писатель (комедия «Мандрагора», 1518, постановка и издание 1524). Видел главную причину бедствий Италии в её… …   Энциклопедический словарь

  • Макиавелли Никколо — Никколо Макиавелли и теоретизация автономии политики Позиция Макиавелли     С Никколо Макиавелли (1469 1527) начинается новая эпоха политического мышления. Политическая мысль стремится отделиться от спекулятивного мышления, этики и религии,… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • МАКИАВЕЛЛИ Никколо — (Machiavelli, Niccolo) НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ. Портрет работы Санти ди Тито. (1469 1527), итальянский писатель и дипломат. Родился 3 мая 1469 во Флоренции, второй сын в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому… …   Энциклопедия Кольера

  • Макиавелли Никколо — Н. Макиавелли. Н. Макиавелли. Макиавелли Никколо () итальянский политический мыслитель, историк (“История Флоренции”, 1520 25). В 1498 1512 гг. служил в Совете десяти Флорентийской республики. После возвращения к власти Медичи отстранён …   Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Книги

Другие книги по запросу «Макиавелли Никколо» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»