ПОКОЛЕНИЕ 98-ГО ГОДА (в испанской литературе)

ПОКОЛЕНИЕ 98-ГО ГОДА (в испанской литературе)
ПОКОЛЕНИЕ 98-ГО ГОДА (в испанской литературе)
«ПОКОЛЕ́НИЕ 98-ГО ГОДА», принятое в испанской историографии обозначение группы испанских интеллигентов — писателей, мыслителей, публицистов и общественных деятелей — консолидировавшейся в ситуации общенационального кризиса, охватившего Испанию после поражения в испано-американской войне 1898 (см. ИСПАНО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА).
Потеря последней заокеанской колонии – Кубы, а затем и ряда колониальных владений в Африке означала конец четырехсотлетней Империи, в которой «никогда не заходило солнце», превращение Испании во второразрядную полуевропейскую страну. Осознание этого факта стало мощным стимулом для развития национального самосознания и расцвета испанской литературы и искусства, переживших в первые три десятилетия 20 века свой второй Золотой век. Очертания «поколения 98 года» в плане его персонального состава достаточно размыты: представители «поколения…» лишь на самом начальном этапе его оформления предпринимали групповые акции (чествование М. Х. де Ларры (см. ЛАРРА Марьяно Хосе де)) и выступали с совместными заявлениями.
Первичное ядро «поколения…» составили литераторы М. де Унамуно (см. УНАМУНО Мигель де), Р. М. дель Валье Инклан (см. ВАЛЬЕ ИНКЛАН Рамон Мария дель), П. Бароха, Х. Мартинес Руис (Асорин (см. АСОРИН)), Р. де Маэсту, Х. Бенавенте (см. БЕНАВЕНТЕ-И-МАРТИНЕС Хасинто). К «поколению» также относят поэтов А. и М. Мачадо, Х. Р. Хименеса (см. ХИМЕНЕС ДЕ КЕСАДА Гонсало), прозаика Р. Переса де Айялу, философа Х. Ортегу-и-Гасета (см. ОРТЕГА-И-ГАСЕТ Хосе), ученых Р. Альтамиру-и-Кревеа, А. Кастро, художников Х. Г. Солану (см. СОЛАНА Хосе), И. Сулоагу (см. СУЛОАГА Игнасио) и Ж. Миро (см. МИРО Жоан), поэта и критика Э. Д"Орса-и-Ровиру (см. Д`ОРС-И-РОВИРА Эухенио).
Наряду с национальной самокритикой «поколение… стремилось выработать новую стратегию развития страны, опираясь на все живое, сохранившееся в недрах разлагающейся испанской государственности: таковым – в глазах «поколения… – оставались испанский народ с его самобытной культурой, испанский язык в его классическом – кастильском — варианте и испанское классическое искусство и литература. Будущее Испании отдельные представители «поколения» представляли по-разному в диапазоне от лозунга М. де Унамуно (см. УНАМУНО Мигель де) «европеизироваться или погибнуть» до доктрины «испанидад» (национальной самобытности, «испанскости») Р. де Маэсту, легшей в основу идеологии фаланги (см. ИСПАНСКАЯ ФАЛАНГА). Всем им присуще стремление ставить и решать проблемы не только общенационального, но и общечеловеческого значения (исконный трагизм человеческого существования, деперсонализация человека в новоевропейской культуре и дегуманизация современного искусства, «донкихотизм» как поведенческий модус и др.).
«Поколение 98 года» – это и своего рода литературное течение, представителей которого объединяло не единство стиля или художественных принципов, а общность мироощущения и сходство проблематики (все были «больны» Испанией). Как таковое оно находилось в особых отношениях с испаноязычным поэтическим «модернизмом» (сами понятия «поколение 98 года» и «модернизм» лежат в разных, хотя и пересекающихся плоскостях, – идеологической и эстетической). Принципы «модернистской» эстетики адекватнее всего реализовались в области поэзии и эссеистической прозы (.ранняя лирика Х. Р. Хименеса, ранняя проза Р. М. дель Валье Инклана (см. ВАЛЬЕ ИНКЛАН Рамон Мария дель)). Вместе с тем, «модернизм» отвергали М. де Унамуно, П. Бароха, от него, в конечном счете, отошел и Х. Р. Хименес.
Отсутствие у «поколения 98 года» общего художественного языка как объединяющего фактора компенсируется присущей всем его представителям установкой на поиск принципиально новых по отношению к литературе 19 столетия форм художественной выразительности. Часто это обновление происходило на базе возрождения «забытого старого» — плутовского романа (см. ПЛУТОВСКОЙ РОМАН), барочного фантастического гротеска, романа и новеллы «сервантесовского типа», романса, коплы, традиций народного площадного театра. В прозе М. де Унамуно, П. Барохи, Асорина, Р. М. дель Валье Инклана, Р. Переса де Айялы на смену «жизнеподобному» реализму и социально-психологическому роману приходят философский и авантюрно-философский роман (границы между литературой и философией в деятельности «поколения…» во многом стерты), новелла-притча, эссе, синтетические музыкально-словесные формы («сонаты» Р. М. дель Валье Инклана). В испанской поэзии начала 20 столетия романтическую риторику вытесняют дополняющие друг друга музыкальность и символистская (см. СИМВОЛИЗМ) недосказанность, импрессионистская (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) эстетика запечатленного мгновения и «поэзия мысли», живописность и суггестивность (см. СУГГЕСТИВНОСТЬ). В театре на смену бытовой драме и буржуазной комедии приходят «драмы сознания» М. де Унамуно, экспрессионистский гротеск Р. М. дель Валье Инклана.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ПОКОЛЕНИЕ 98-ГО ГОДА (в испанской литературе)" в других словарях:

  • ЗОЛОТОЙ ВЕК (в испанской литературе) — «ЗОЛОТОЙ ВЕК» в испанской литературе, метафорическое обозначение эпохи расцвета испанской классической литературы, приходящейся на вторую половину 16 первую половину 17 веков. «Золотой век» включает в себя так называемое «второе Возрождение»,… …   Энциклопедический словарь

  • МИРО Габриэль — МИРО (Miro) Габриэль (1879 1930), испанский писатель. Принадлежал ко второй волне «поколения 98 года (см. ПОКОЛЕНИЕ 98 ГО ГОДА (в испанской литературе)) ». Романы, в т. ч. «Прокаженный епископ», эссе …   Энциклопедический словарь

  • Литература Испании — Испанская литература возникла с становлением испанского языка в XII в. Во времена римлян и вестготов в Испании писали на латыни. История испанской литературы разделяется на четыре крупные периода: период зарождения, когда талантливые… …   Википедия

  • Культура Испании — Культура Испании  одна из наиболее древних и самобытных европейских культур, сформировавшаяся под влиянием многочисленных факторов. Древнейшие культурные памятники Испании  многочисленные пещерные росписи и наскальные рисунки в… …   Википедия

  • ИСПАНИИ ЛИТЕРАТУРА — ИСПАНИИ ЛИТЕРАТУРА, литература народов Испании. На ее территории в процессе исторического развития сложились испанская (кастильская), баскская, галисийская и каталанская литературы, развивающиеся в постоянном и сложном взаимодействии друг с… …   Литературный энциклопедический словарь

  • Испанская литература — возникла с становлением испанского языка в XII в. Во времена римлян и вестготов в Испании писали на латыни. История испанской литературы разделяется на четыре крупные периода: период зарождения, когда талантливые писатели пробуют свои силы… …   Википедия

  • Испания — (Espana)         официальное название Испанское Государство (Estado Espanol).                   I. Общие сведения          И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… …   Большая советская энциклопедия

  • Соединённые Штаты Америки — (США)         (United States of America, USA).          I. Общие сведения          США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США …   Большая советская энциклопедия

  • Великобритания (государство) — Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… …   Большая советская энциклопедия

  • Великобритания — I Великобритания (Great Britain)         остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain)         официальное название Соединённое… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»