- символизм
- СИМВОЛИ́ЗМ -а; м. В европейском искусстве конца 19 - начала 20 вв.: модернистское направление, выдвинувшее в качестве своего художественного приёма символ как средство выражения непостижимой сущности предметов и явлений. Русский, французский с. Приёмы символизма. Поэтика символизма. Мистицизм и индивидуализм - характерные черты символизма. Родоначальник символизма А. Рембо. Особенности русского символизма. Влияние символизма.◁ Символи́стский (см.).* * *символи́змнаправление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощрённых чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременну́ю идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических потрясений и вместе с тем — доверие к вековым духовно-культурным ценностям как единящему людей и народы началу. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» — сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма: в литературе — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вячеслав И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве — Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрлёнис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близки к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бёрдсли, работы многих мастеров стиля модерн.* * *СИМВОЛИЗМСИМВОЛИ́ЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870—1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа (см. СИМВОЛ) интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра (см. ШОПЕНГАУЭР Артур), Э. Гартмана (см. ГАРТМАН Эдуард), Ф. Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), творчеству Р. Вагнера (см. ВАГНЕР Рихард). Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» — сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк (см. МУНК Эдвард), Г. Моро, М. К. Чюрленис (см. ЧЮРЛЕНИС Микалоюс Константинас), М. А. Врубель (см. ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович), В. Э. Борисов-Мусатов (см. БОРИСОВ-МУСАТОВ Виктор Эльпидифорович); близко к символизму творчество П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) и мастеров группы «Наби» (см. НАБИ), графика О. Бердсли (см. БЕРДСЛИ Обри) , работы многих мастеров стиля модерн (см. МОДЕРН).
Энциклопедический словарь. 2009.