ВЕРМЕР Ян

ВЕРМЕР Ян
ВЕРМЕР Ян
ВЕРМЕ́Р Ян (Ян Вермеер Делфтский, Vermeer van Delft) (крещен 31 октября 1632, Делфт — похоронен 15 декабря 1675, там же), голландский живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Небольшие интимные картины из жизни горожан («Девушка с письмом», «Бокал вина»), пейзажи («Вид Делфта», «Улочка») отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, классической ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита, живой вибрацией света и воздуха.
Родился в семье предпринимателя, производившего шелк для портьер и обивки мебели, а также торговавшего картинами. Живя в кальвинистской, но относительно веротерпимой стране, был, вероятно, католиком, приняв исповедание своей жены К. Больнес. В 1662—1671 состоял деканом гильдии делфтских художников. Работал медленно (от него дошло немногим более 30 картин), для поддержания огромной семьи из 11 детей вынужден был к концу жизни по примеру отца заняться антикварной торговлей.
Испытал влияние К. Фабрициуса (см. ФАБРИЦИУС Карел). Редкие для него по теме картины (мифологическая — «Диана с нимфами», Маурицхейс, Гаага и евангельская — «Христос у Марфы и Марии», Национальная галерея, Эдинбург) свидетельствуют о влиянии итальянского барокко (см. БАРОККО).
Картина «У сводни» (1656, Картинная галерея, Дрезден) являет уже раннюю зрелость мастера. Сосредоточив интерес на человеческой фигуре, фактуре вещей, тончайших нюансах облика и повадки своих героев, Вермер превращает грубоватый бытовой мотив в романтическое таинство любви (представив, вероятно, свою супругу в виде веселой девицы, а себя — одним из ее кавалеров).
Любовь — в самом широком, в равной мере и плотском, и духовном смысле этого слова — остается с той поры лейтмотивом картин Вермера, даже если в них (как в большинстве случаев) и нет никаких кавалеров. Его героини внимают учтивому флирту, вникают в любовные послания, музицируют, созерцают драгоценности — сцены чаще всего однофигурные, полные покоя и уюта, чему способствует тончайшее умение передать атмосферу жилой среды, ненавязчиво вовлекающей в себя зрителя.
Гениальный колорист, Вермер умеет воспроизвести деликатными созвучиями и контрастами матовых тонов тот «свет Натуры», который на языке спиритуалистической философии того времени означал равно и суть природы, и духовную просветленность человеческого разума, эту натуру постигающего. Пред нами предстает тончайшая игра разума и чувств, души и плоти — причем поэзия отнюдь не перерождается в сухую дидактику, действуя через видимый мир голландской бытовой, кое-где чуть праздничной повседневности.
К лучшим вещам такого рода принадлежат «Девушка с письмом» (Дрезденская картинная галерея), «Женщина у окна» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Солдат и смеющаяся женщина» (Собрание Фрик, Нью-Йорк), «Дама, примеряющая ожерелье» (Берлинские государственные музеи (см. БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ)). Даже, казалось бы, «чистый», совсем уже не галантный жанр («Служанка с кувшином молока» , Государственный музей, Амстердам; «Кружевница», Лувр) полон у Вермера обаяния несказанной тайны, достигающей особой, аллегорической сложности в «Мастерской живописца» (Художественно-исторический музей, Вена).
Вероятно, применяя, как и многие его современники, камеру-обскуру (см. КАМЕРА-ОБСКУРА), Вермер достиг в своих городских видах, их всего два — «Улочка» (Государственный музей, Амстердам) и «Вид Дельфта» (Маурицхейс, Гаага) удивительной, почти фотографической объективности, соединив ее с привычной своей мягкой поэзией.
Многие из его жанровых сцен суть обобщенные жанровые портреты. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в «Девушке с жемчужиной» (там же) либо, напротив, пытливого разума — в поздних «Географе» (Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне) и «Астрономе» (Собрание Ротшильд, Париж).
Воздействие образов Вермера усилилось после его нового открытия в середине 19 века, захватив не только изобразительное искусство, но и литературу (память о делфтском мастере, в частности, воплощает фигура художника Эльстира из эпопеи М. Пруста (см. ПРУСТ Марсель) «В поисках утраченного времени»).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ВЕРМЕР Ян" в других словарях:

  • Вермер — Вермер  нидерл. Vermeer нидерландская фамилия. Известные носители Ян Вермеер (Вермеер Делфтский, правильное произношение Вермер, нидерл. Jan Vermeer van Delft, 1632 1675)  нидерландский художник, мастер бытовой живописи и жанрового …   Википедия

  • Вермер Ян — Вермер Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (крещён 31.10.1632, Делфт, ‒ похоронен 15.12.1675, там же), голландский живописец. Работал в Делфте, сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних картинах («Диана с нимфами», Маурицхёйс,… …   Большая советская энциклопедия

  • вермер — сущ., кол во синонимов: 1 • лилия (71) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Вермер, Ян — Ян Вермер Имя при рождении: Jan Vermeer Дата рождения: 1632 Место рождения: Делфт Дата смерти: 1675 Место смерти: Делфт …   Википедия

  • Вермер Я. — Ян Вермер Имя при рождении: Jan Vermeer Дата рождения: 1632 Место рождения: Делфт Дата смерти: 1675 Место смерти: Делфт …   Википедия

  • Вермер Ян — Ян Вермер Имя при рождении: Jan Vermeer Дата рождения: 1632 Место рождения: Делфт Дата смерти: 1675 Место смерти: Делфт …   Википедия

  • Вермер —         Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (крещён 31.10.1632, Делфт, похоронен 15.12.1675, там же), голландский живописец. Работал в Делфте, сложился как художник под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних картинах («Диана с нимфами», Маурицхёйс,… …   Большая советская энциклопедия

  • Вермер — Ян (Vermeer, Jan), по прозвищу Делфтский 1632, Делфт 1675, Делфт. Голландский живописец. Крупнейший представитель делфтской школы. Родился в семье торговца шелком и картинами. О жизни известно мало. Существует предположение, что Вермер учился у К …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Вермер Делфтский Ян —         (Vermeer van Delft) (1632 1675), голландский живописец. Крупнейший мастер голландской жанровой и пейзажной живописи. Работал в Делфте, как художник сложился под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних произведениях стремился соединить… …   Художественная энциклопедия

  • ВЕРМЕР ДЕЛФТСКИЙ — (Vermeer van Delft) Ян (1632 75), голландский живописец. Небольшие интимные картины из жизни горожан ( Бокал вина ), пейзажи ( Уличка ) отличаются поэтическим восприятием повседневной жизни, ясностью композиции, богатством и тонкостью колорита,… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»