- Пруст Марсель
- Пруст Марсель(Proust) (1871—1922), французский писатель. В цикле романов «В поисках утраченного времени» (т. 1—16, 1913—27) усилием воспоминания (с особым вниманием к причудливым ассоциациям и явлениям «непроизвольной» памяти) воссоздаёт ушедшее время — людей, тончайшие переливы чувств и настроений, вещный мир, который предстаёт расшатанным, непрочным, недостоверным. Опыт Пруста — изображение внутренней жизни человека как «потока сознания» — преломился в творчестве многих писателей XX в.* * *ПРУСТ МарсельПРУСТ (Proust) Марсель (10 июля 1871, Париж – 18 ноября 1922, там же), французский писатель.
Биография
Отец Пруста был известным врачом и занимал важный пост в Министерстве здравоохранения, мать принадлежала к богатой еврейской семье родом из Эльзаса-Лотарингии. Марсель провел детские годы в Париже, уезжая на каникулы в расположенный недалеко от Шартра городок Иллье (ставший прототипом Комбре в романе «В поисках утраченного времени»). В девятилетнем возрасте он испытал первый приступ астмы, от которой страдал затем всю жизнью. Невзирая на слабое здоровье, с одиннадцати до восемнадцати лет он посещал парижский лицей Кондорсе (см. КОНДОРСЕ Жан Антуан Никола), где добился блестящих успехов в литературе и философии. В 1890, после кратковременной службы в армии, поступил в Школу политических наук, намереваясь стать профессиональным дипломатом. В литературу Пруст входил медленно и с робостью: писал журналистские эссе и лишенные драматизма рассказы, в которых уже присутствовало исповедальное начало. Они были опубликованы в сборнике «Утехи и дни» (1896), который остался незамеченным, несмотря на благожелательное предисловие Анатоля Франса (см. ФРАНС Анатоль). Блестящие стилизации любимых и вместе с тем беспощадно пародируемых прозаиков были изданы в 1919 под названием «Подражания и прочие мелочи». Пруст пробовал себя и в критике, но вскоре осознал, что рискует превратиться в поверхностного журналиста. Первый его роман «Жан Сантей» объемом в тысячу страниц оказался неровным и сбивчивым. Этот ученический опыт, созданный между 1896 и 1900 годами, увидел свет только в 1952 году. В 1908—1910 была написана литературоведческая книга «Против Сент-Бева (см. СЕНТ-БЕВ Шарль Огюстен)» (опубликована в 1954), содержащая основные положения прустовской эстетики. Замысел и неторопливая реализация художественной саги Пруста относятся к годам, последовавшим за смертью его матери в 1905. Здоровье писателя ухудшилось, и немногие друзья, которых он принимал, считали его ипохондриком. Пруст жил в своей легендарной комнате с пробковыми стенами, наглухо закрытой для доступа внешних запахов и шума. Время от времени он посещал нормандский городок Кабур (названный в романе Бальбек) или выходил из дома, чтобы полюбоваться скульптурами и архитектурой какой-нибудь старой церкви. Лишь немногие из его светских знакомых считали его настоящим писателем. Завершив в 1911 «В сторону Свана» — первую часть своей огромной прозаической симфонии, он нашел для нее издателя лишь через два года. Даже лучшие критики, озадаченные длинными предложениями и усложненным поэтическим стилем, не сумели понять, что новый взгляд на мир требует новых выразительных средств. Когда в 1918 появилась вторая часть «Под сенью девушек в цвету», настроения публики изменились. Получив престижную Гонкуровскую премию (см. ГОНКУРОВСКАЯ ПРЕМИЯ), Пруст покинул свое убежище и стал бывать в свете, продолжая вместе с тем лихорадочно работать над разрастающимся романом. Третья часть «У Германтов» оказалась настолько длинной, что была издана в два приема: первый том появился в 1920, а в 1922 второй том вышел одновременно с книгой, где была предпринята смелая попытка фронтальной атаки на общественные предрассудки — два тома под названием «Содом и Гоморра», опубликованные в 1921 и 1922 , составляют четвертую и пятую часть романа. Три части главного труда Пруста были опубликованы посмертно: «Пленница» (1924), «Беглянка» (1925) и, наконец, «Обретенное время» (1927) — последняя часть и своеобразное завещание, где раскрываются психологическая структура романа и творческое кредо автора.
«В поисках утраченного времени»
Хотя наследие Пруста не ограничивается одним романом, в сравнении с ним все другие его произведения выглядят как черновики и подготовительные материалы для основного труда. Искусство писателя вырастало из импрессионизма. Интрига в романе практически отсутствует: вместо нее функцию цементирующего вещества огромной конструкции, которую автор любил сравнивать с готическим собором, выполняют ощущения, приводящие в действие механизм непроизвольной памяти и связующие прошлое с настоящим, – так, когда рассказчик Марсель ощутил вкус размоченного в чае печенья, из чашки медленно выплыл городок Комбре, в котором прошли лучшие дни его жизни. Благодаря идентичным ощущениям, сплавляющим воедино различные моменты жизни повествователя, а также искусству психологического анализа прошлое избегает забвения и обретает спасение от смерти в искусстве. Пруст полностью разрушил форму романа девятнадцатого века с его упорядоченным и рациональным воспроизведением жизни. Созидательной силой художественного творчества становится память: неумолимый бег времени, влекущий человека к старости и смерти, останавливается в счастливые мгновения торжества, когда внезапно нахлынувшее прошлое освещает мрак настоящего — таким образом, искусство побеждает время.
Энциклопедический словарь. 2009.