ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)

ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)
ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)
ВЕЛА́СКЕС (Родригес де Сильва Веласкес) (Rodriguez de Silva Velasquez) Диего (1599—1660), испанский живописец. Придворный живописец Филиппа IV (см. ФИЛИПП IV Габсбург) (с 1623). Картины на религиозные, мифологические («Вакх», ок. 1628—29), исторические («Сдача Бреды», 1634) сюжеты, сцены из народной жизни («Завтрак», ок. 1617—1618), острохарактерные портреты («Иннокентий X», 1650; групповой портрет «Менины», 1656), правдивые и поэтичные сцены труда («Пряхи», 1657). Живопись Веласкеса отличается смелостью реалистических наблюдений, умением проникнуть в характер модели, обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита.
* * *
ВЕЛА́СКЕС, Родригес де Сильва Веласкес (Rodrigez de Silva Velasquez) Диего (4 или 5 июня 1599, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид), испанский художник, крупнейший представитель испанского барокко (см. БАРОККО).
Биография
Происходил из небогатой дворянской семьи. Учился в Севилье у Ф. Эрреры-Старшего и у Ф. Пачеко (1611—17), на дочери которого Хуане Миранде, женился в 1618. В 1617 получил звание мастера. Работал в Севилье и Мадриде, куда переехал в 1623, назначенный придворным художником с исключительным правом писать портреты короля. Занимал различные должности при дворе Филиппа IV, вплоть до гофмаршала двора в 1652; в круг его служебных обязанностей, отнимавших много сил и времени, входила организация всех празднеств, приемов, убранство дворцовых покоев, а также пополнение королевских собраний произведениями искусства. Превосходя современных ему испанских художников не только творческим диапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений, Веласкес писал картины на жанровые, мифологические, исторические, религиозные сюжеты, портреты, пейзажи. Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками «художником Истины».
Севильский период. Бодегоны
Самостоятельность проявилась уже в ранних полотнах севильского периода, созданных в жанре бодегонов (от исп. bodegon — трактир, харчевня), изображавших скудные завтраки, кухонные сцены с немногими полуфигурами и выделенными на переднем плане натюрмортами.
В этих произведениях с резкими светотеневыми контрастами, тяжелой и плотной живописью, отмеченных воздействием школы Караваджо (см. КАРАВАДЖО Микеланджело), господствуют полные естественного достоинства запоминающиеся народные типы («Завтрак», ок. 1617—18, Эрмитаж (см. ЭРМИТАЖ); сходная картина 1618—1619, Музей изобразительных искусств, Будапешт (см. МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ в Будапеште); «Старая кухарка», ок. 1620, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург; «Завтрак двух юношей», «Водонос», ок. 1621 — обе музей Веллингтон, Лондон). К жанру бодегонов относятся и немногочисленные ранние религиозные картины Веласкеса: «Поклонение волхвов» (1619, Прадо (см. ПРАДО)); «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон (см. НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ (в Лондоне))).
Мадридский период
Жизнь в Мадриде, открывшая Веласкесу возможность внимательного изучения ценнейших королевских собраний живописи (в том числе произведений Тициана (см. ТИЦИАН)), близость с испанской культурной элитой, встречи с посетившим в 1628 Мадрид Рубенсом (см. РУБЕНС Питер Пауль), первая поездка в Италию (1629—1631) содействовали расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства.
В необычных для испанской традиции картинах на античные сюжеты («Вакх» или «Пьяницы», 1628—1629, «Кузница Вулкана», 1630 — обе в Прадо), с их острым чувством житейской достоверности и оттенком иронии, мифологические образы соединены со сценами, приближенными к реальности.
«Сдача Бреды»
Картина «Сдача Бреды» (1634, Прадо), вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, — одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон.
Передача испанцам ключей от нидерландской крепости Бреда (см. БРЕДА) — смысловой узел композиции, утверждающей за побежденным право на уважение, а за победителем — на великодушие. Огромное полотно, напоенное серебристым туманом раннего июньского утра и создающее впечатление пространственной глубины, решено в сдержанном изысканном колорите с тонко переданными валерами.
Портреты 1630—40
Качества новой свободной живописи Веласкеса, его интерес к изображению пейзажной среды (два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете), стремление наполнить жизнью схемы парадных изображений отличают его работы после возвращения из Италии — так называемые конные (1634—35) и охотничьи (1634—36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары (см. ЗЕЙН Билли), жест, движение. Серо-коричневый фон кажется воздушным, обладающим глубиной, свободно положенные мазки образуют тончайший слой, сквозь который просвечивает крупнозернистый холст. Строгая темная гамма оживлена изысканнейшими сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Поразительны эффекты серых тонов, то более темных, мягких, бархатистых, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть, в слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес (ок. 1633, Эрмитаж), хмурый вельможа Хуан Матеос (ок. 1632, Картинная галерея, Дрезден (см. ДРЕЗДЕНСКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ)), итальянский кардинал Камило Асталли (1649—50, Музей Испанского общества в Америке, Нью-Йорк), полный внутренней энергии неизвестный кабальеро (возможно Алонсо Кано, 1630-е гг., музей Веллингтон, Лондон), погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес (1635—38, Прадо) или овеянная благородным изяществом «Дама с веером» (ок. 1648, галерея Уоллес, Лондон).
В портретах королевских карликов и шутов Веласкес с непредвзятой зоркостью взгляда раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма («Барбаросса», 1636—38; «Эль Бобо дель Кориа», ок. 1637—39; «Эль Примо», 1644; «Себастьяно дель Морра», ок. 1643—44; «Мальчик из Вальескаса», ок. 1644, «Хуан Австрийский», начало 1650-х гг. — все Прадо). В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639—40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа — грустное безразличие и мудрость человека, изведавшего истинную цену жизни. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом» (до 1651, Национальная галерея, Лондон), редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.
В Италии
Второй поездке Веласкеса в Италию (1649—51) сопутствовал традиционный успех. Портрет его ученика мулата Хуана Парехи (1644—50; Нью-Йорк, Метрополитен-музей (см. МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЙ)) был восторженно встречен в римских художественных кругах. Веласкес был избран членом римской Академии св. Луки и общества виртуозов Пантеона. Портрет римского папы Иннокентия X (см. ИННОКЕНТИЙ X) (1650, галерея Дориа-Памфили, Рим), необычайно смелый по откровенности образ (принимая его, Иннокентий Х воскликнул: «Слишком правдиво!») стал самым знаменитым созданием Веласкеса за пределами Испании; в Риме его без конца копировали.
Портреты 1650-х гг.
1650-е гг. — время самых высоких творческих свершений Веласкеса. Вдохновенным артистизмом, смелостью живописных находок отмечены поздние женские и детские портреты особ королевского дома (королева Марианна Австрийская, ок. 1649, Прадо; инфанта Мария Тереза, 1651, собрание Леман, Нью-Йорк; 1653 Музей истории искусства, Вена; инфанта Маргарита, 1653; 1659, там же; 1656, Лувр; 1660, Прадо; инфант Филипп Просперо, 1659, Музей истории искусства, Вена). Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655—56, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне).
Главные создания Веласкеса позднего периода — крупномасштабные композиции «Менины» («Фрейлены», 1656, в инвентарях 17 и 18 вв. картина обозначалась как «Семья», «Семья Филиппа IV»), «Пряхи» (1657) — обе в Прадо. В «Менинах», картине, наполненной движением пространственных планов, воздуха и света, частный эпизод придворного быта (девочка инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, сам Веласкес в момент исполнения портрета королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Картина построена на сложном переплетении официального и бытового, на многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений.
В столь же многоплановой по замыслу картине «Пряхи» сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях на первом плане запечатлевает как бы целый мир, выступающий в единстве и реальности мечты, повседневной жизни и мифа о греческой мастерице Арахне (см. АРАХНА). Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ВЕЛАСКЕС Диего (живописец)" в других словарях:

  • Веласкес, Диего — Веласкес Диего. Портрет принца Балтазара Карлоса. ВЕЛАСКЕС (Родригес де Сильва Веласкес) (Rodriguez de Silva Velasquez) Диего (1599 1660), испанский живописец. Картины на религиозные, мифологические (“Вакх”, около 1630), исторические (“Сдача… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ВЕЛАСКЕС Диего — ВЕЛАСКЕС, РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА ВЕЛАСКЕС, ДИЕГО (Velazquez, Rodriguez de Silva Velazquez, Diego) (1599 1660), великий испанский живописец 17 в.; родился в Севилье 6 июня 1599. В 1611 1616 учился в Севилье у мастера религиозной и бытовой живописи… …   Энциклопедия Кольера

  • Веласкес Диего —         Родригес де Сильва Веласкес (Rodriguez de Silva Velasquez) (1599 1660), испанский живописец. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и Ф. Пачеко (1610 16). В 1617 получил звание мастера. До 1623 работал в Севилье. Обратившись к кругу… …   Художественная энциклопедия

  • Веласкес Диего — I Веласкес де Куэльяр (Velázquez de Cuéllar) (1464 1524), испанский конкистадор. Завоевал острова Куба, в 1511 24 губернатор острова; предпринял ряд завоевательных экспедиций на Юкатан, во Флориду и в Мексику. II Родригес де Сильва Веласкес… …   Энциклопедический словарь

  • Веласкес, Диего — У этого термина существуют и другие значения, см. Веласкес. Диего Веласкес …   Википедия

  • Веласкес Д. (живописец) — ВЕЛÁСКЕС (Родригес де Сильва Веласкес) (Rodríguez de Silva Velásquez) Диего (1599–1660), исп. живописец. С 1623 придворный живописец Филиппа IV. Писал картины, в к рых необычно и остро соединяются элементы мифол. и бытового жанров ( Вакх ,… …   Биографический словарь

  • Веласкес, Диего Родригес — Диего Веласкес Автопортрет Имя при рождении: Диего Родригес де Сильва Веласкес Дата рождения: 6 июня 1599 …   Википедия

  • Веласкес Диего — Диего Веласкес Автопортрет Имя при рождении: Диего Родригес де Сильва Веласкес Дата рождения: 6 июня 1599 …   Википедия

  • Веласкес Диего Родригес — Диего Веласкес Автопортрет Имя при рождении: Диего Родригес де Сильва Веласкес Дата рождения: 6 июня 1599 …   Википедия

  • Веласкес Диего — Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodríguez de Silva Velásquez) Диего (4 или 5.6.1599, Севилья, ‒ 6.8.1660, Мадрид), испанский живописец. Сын небогатого дворянина. Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610‒16).… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»