Акимов Николай Павлович это:

Акимов Николай Павлович
Аки́мов Николай Павлович
(1901—1968), режиссёр и художник, народный артист СССР (1960). В 1935—1949 и с 1955 главный режиссер Ленинградского театра комедии (с 1992 Санкт-Петербургский театр комедии имени Акимова). Ставил дерзкие, ироничные и элегантные спектакли: «Тень» (1940, 1960) и «Дракон» (1944, 1962) Е. Л. Шварца, «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1955). Профессор Ленинградского театрального института (с 1960).
* * *
АКИМОВ Николай Павлович
АКИ́МОВ Николай Павлович [3 (16) апреля 1901, Харьков — 6 сентября 1968, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский театральный режиссер, художник, писатель, педагог, создатель ленинградского Театра Комедии. Народный артист СССР (1960).
Из семьи железнодорожного служащего. В 1915—19 учился живописи в Петрограде в мастерской художников «Мира искусств» — М. В. Добужинского (см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович), А. Е. Яковлева (см. ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич), В. И. Шухаева (см. ШУХАЕВ Василий Иванович). В театр пришел как художник, но сразу обнаружил интерес к режиссуре. В 1920-х годах оформил много спектаклей разных жанров в театрах Москвы и Петрограда. Режиссерский дебют Акимова — «Гамлет» Шекспира — имел скандальный успех: критика дружно отвергла его концепцию (Акимов увидел в Гамлете жизнелюбивого представителя эпохи Ренессанса, полностью лишенного сомнений и меланхолии и полного решимости вернуть узурпированный престол), но единогласно отметила его блестящую зрелищность. В образном стиле Акимова-сценографа соединились любовь к классикам: Гольбейну (см. ГОЛЬБЕЙН Ханс Младший), Дюреру (см. ДЮРЕР Альбрехт), Брейгелю (см. БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший), также острый интерес к техническим новациям сцены.
Склонность к комедийному жанру побудила Акимова создать в Ленинграде Театр Комедии (1935), ставший вскоре одним из лучших в стране. Яростный противник бытового натуралистического театра, Акимов в «Собаке на сене» (1936) и «Валенсианской вдове» (1939) Лопе де Вега, «Школе злословия» Шеридана (1937), «Двенадцатой ночи» Шекспира (1938) по-своему развивал идеи Вахтангова (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) о «спектакле-празднике». Парадоксально-иронический склад мышления привел его к счастливому союзу с Е. Л. Шварцем (см. ШВАРЦ Евгений Львович) (пьесы-сказки для взрослых «Тень», 1944 и 1960; «Обыкновенное чудо», 1956; «Дракон», 1944 и 1962, обе постановки были запрещены). Акимова сближало со Шварцем общее отвращение к пафосу и громким словам. Ирония и иносказание давали им возможность говорить правду. В 1949 Акимов был отлучен от своего театра на несколько лет, однако и эти годы отмечены творческим взлетом — постановкой в театре Ленсовета остросатирических «Теней» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1951) и «Дела» А. В. Сухово-Кобылина (1954). С горьким сарказмом воспроизводя бездушную механику бюрократизма, Акимов сознательно избегает карикатурности, в его спектаклях зло творят не монстры, а приличные с виду люди на фоне прекрасных петербургских интерьеров. В 1956 Акимов вновь возглавил Театр Комедии. Среди лучших постановок — «Пестрые рассказы» по Чехову (1960), «Дон Жуан» по Байрону, «Милый лжец» Дж. Килти (1961, шла под названием «Милый обманщик»), где актрису Патрик Кемпбелл блистательно играла Е. В. Юнгер, жена и сподвижница Акимова.
Акимов был также самобытным мастером изобразительного искусства. В этой области воздействие немецких экспрессионистов сочеталось у него с холодным, отстраненным гротеском, свойственным неоклассике. Художественное наследие его обширно: эскизы декораций и костюмов, галерея портретов знаменитых деятелей культуры (Е. Л. Шварц, Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), Товстоногов (см. ТОВСТОНОГОВ Георгий Александрович) и др.) хранятся в театральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Выдвинулся в число лучших русских художников 1920-х годов (драматические «спектральные» иллюстрации к собранию сочинений А. де Ренье (см. РЕНЬЕ Анри Франсуа Жозеф де), 1923—27). С ужесточением цензуры гротескная энергия его таланта все чаще уходила в сугубо неофициальную сферу (например, политические карикатуры 1950-х годов, которые он показывал только ближайшим друзьям); эта энергия, впрочем, ощущалась в его театральных афишах (например, афиша к сухово-кобылинскому «Делу» (1955) воспринималась как плакатно-дерзкий, пугающий символ бюрократического абсурда). Выступал как художник кино (эскизы декораций к фильмам «Кащей Бессмертный», 1945; «Золушка», 1947). Его статьи об искусстве написаны живым афористичным языком. Преподавал с 1955 в Ленинградском театральном институте (с 1960 — профессор). С 1989 Театр Комедии носит его имя.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Акимов Николай Павлович" в других словарях:

  • Акимов Николай Павлович — (1901—1968), режиссёр, художник театра, народный артист СССР (1960). Учился в вечерних классах общества поощрения художеств (1914), частной студии С. Зайденберга (1915), Новой художественной мастерской (1916—18). С 1918 работал в… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Акимов Николай Павлович — [3(16).4.1901, Харьков, ‒ 6.9.1968, Москва], режиссёр и художник, народный артист СССР (1960), профессор (1960). Учился в Художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева. Как театральный художник начал …   Большая советская энциклопедия

  • Акимов Николай Павлович —       (1901 1968), режиссёр, художник театра, народный артист СССР (1960). Учился в вечерних классах общества поощрения художеств (1914), частной студии С. Зайденберга (1915), Новой художественной мастерской (1916 18). С 1918 работал в мастерской …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Акимов, Николай Павлович — АКИМОВ Николай Павлович (1901 68), режиссер, художник, педагог. В 1935 49 и с 1955 главный режиссер Ленинградского театра комедии (с 1992 Санкт Петербургский театр комедии, с 1989 имени Акимова). Ставил дерзкие, ироничные и элегантные спектакли,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Акимов, Николай Павлович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Акимов. Николай Акимов Имя при рождении: Акимов Николай Павлович Дата рождения: 3 (16) апреля …   Википедия

  • Акимов Николай Павлович — (1901—1968), режиссёр и художник, народный артист СССР (1960). В 1935—49 и с 1955 главный режиссер Ленинградского театра комедии (с 1992 Санкт Петербургский театр комедии имени Акимова). Ставил дерзкие, ироничные и элегантные спектакли …   Большой Энциклопедический словарь

  • Акимов, Николай Павлович — Род. 1901, ум. 1968. Театральный режиссер, художник, писатель, педагог, создатель ленинградского Театра комедии. Народный артист СССР (1960). Живописи учился в Петрограде, у "мирискусников" (М. В. Добужинского, В. И. Шухаева), в 1915 19 …   Большая биографическая энциклопедия

  • Акимов Николай Павлович — …   Википедия

  • АКИМОВ Николай Павлович (режиссер) — АКИМОВ Николай Павлович (16 апреля 1901, Харьков 06 сентября 1968, Москва, похоронен в Ленинграде), российский режиссер, народный артист СССР (1960). Учился в Петроградской художественной мастерской под руководством М. В. Добужинского, А. Е.… …   Энциклопедия кино

  • Николай Павлович Акимов — Николай Акимов 1968 г. Фото В. Федоровой Дата рождения: 16 апреля 1901 Дата смерти: 6 сентября 1968 Жанр: советский живописец и книжный график, театра …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Акимов Николай Павлович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»