Шостакович Дмитрий Дмитриевич

Шостакович Дмитрий Дмитриевич
Шостако́вич Дмитрий Дмитриевич
(1906—1975), композитор, пианист, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения (1965), Герой Социалистического Труда (1966). Классик мировой музыкальной культуры XX в. В 15 симфониях (1925—71), 15 струнных квартетах (1938—74), фортепианном трио (1944), инструментальных сонатах и др. осмыслены трагические конфликты и события XX в., современными средствами воплощён сложный духовный мир художника-гуманиста. Оперы «Нос» (1928), «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова», 1934; 2-я ред., 1956), балеты «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), «Светлый ручей» (1935), оперетта «Москва — Черёмушки» (1959), вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1964), 10 поэм для хора без сопровождения на стихи русских поэтов (1951), инструментальные концерты, камерно-инструментальные сочинения, 24 прелюдии и фуги для фортепиано (1951), хоры, романсы, музыка к спектаклям драматического театра («Клоп» В. В. Маяковского, 1928), кинофильмам («Гамлет», 1964; «Король Лир», 1971). Профессор Ленинградской (с 1939), Московской (с 1943) консерваторий. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Ленинская премия (1958). Д. Д. Шостакович.
* * *
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
ШОСТАКО́ВИЧ Дмитрий Дмитриевич [12 (25) сентября 1906, Санкт-Петербург — 9 августа 1975, Москва], русский советский композитор, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда (1966), Ленинская премия (1958), Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственная премия РСФСР (1974), Международная премия Мира (1954), премия имени Сибелиуса, почетный член академий и доктор университетов многих стран мира.
В 15 симфониях (1925—1971), фортепианном трио (1944), ряде струнных квартетов и других сочинениях современными средствами инструментальной музыки воплощен сложный духовный мир художника-гуманиста 20 века: протест личности против тирании, переживание неотвратимости смерти, просветленная лирика. Опера «Нос» (1928), «Катерина Измайлова» (2-я редакция, 1956), балет «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), оперетта «Москва, Черемушки» (1959), вокально-симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» (1964), 10 поэм для хора без сопровождения на стихи русских поэтов (1951), камерные произведения (15 струнных квартетов, фортепианный квинтет, 24 прелюдии и фуги для фортепиано), музыка к спектаклям, кинофильмам. Профессор Ленинградской (с 1939), Московской (с 1943) консерваторий.
Ранний период творчества
Шостакович начал сочинять с 9 лет. В 1919 поступил в Петроградскую консерваторию, где его педагогами были по классу фортепиано А. Розанова и Л. В. Николаев (окончил в 1923) и по классу композиции М. О. Штейнберг (окончил в 1925). Ранние произведения Шостаковича — «Фантастические танцы» и другие пьесы для фортепиано, скерцо для оркестра, «Две басни Крылова» для голоса с оркестром и др. отмечены влиянием школы Н. А. Римского-Корсакова.
Первым по-настоящему оригинальным произведением Шостаковича стала его дипломная работа — симфония №1; после ее премьеры (Ленинград, 1926) критика заговорила о Шостаковиче как о художнике, способном восполнить пустоту, образовавшуюся в русской музыке вследствие эмиграции С. В. Рахманинова (см. РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич), И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), С. С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич). Уже в этой юношеской партитуре проявилась склонность Шостаковича к иронии и сарказму, к внезапным, драматически насыщенным контрастам, к широкому использованию мотивов-символов, часто подвергаемых радикальной образной и смысловой трансформации.
В том же 1926 в творчестве Шостаковича обозначился сдвиг от сравнительно традиционного языка симфонии к смелым стилистическим экспериментам, до которых еще просто не доходили руки официальной идеологии. В произведениях Шостаковича 1926—31 гг. предвосхищаются многие открытия западноевропейского музыкального авангарда 1950—60-х гг. (сонорика (см. СОНОРИКА), микрополифония, пуантилизм (см. ПУАНТИЛИЗМ), автоматическое письмо и др.). В симфониях №2 («Октябрю» с хором, 1927) и №3 («Первомайской» с хором, 1929) крайне радикальный по тому времени музыкальный язык ставится на службу пропагандистским задачам. Вершина раннего Шостаковича — опера «Нос» (по одноименной повести Н. В. Гоголя), написанная в 1928 и поставленная в Ленинграде в 1930. Среди источников, повлиявших на концепцию «Носа», выделяются спектакль «Ревизор» в постановке В. Э. Мейерхольда (1926), опера А. Берга «Воццек» (поставленная в Ленинграде в 1927), а также, возможно, искусство сверстников Шостаковича — писателей ленинградской группы ОБЭРИУ (см. ОБЭРИУ), заложивших основы «литературы абсурда» 20 века. В этот же период Шостаковичем были созданы соната №1 (1926) и цикл «Афоризмы» (1927) для фортепиано, балеты «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931), а также ряд экстравагантных партитур для театра и кино. В ряду его ранних произведений особняком стоит романтически утонченный вокальный цикл «Шесть романсов на слова японских поэтов» (1928—32).
В 1928 Шостакович работал заведующим музыкальной частью Театра им. Мейерхольда (Москва), в 1930—33 — заведующим музыкальной частью Ленинградского Театра рабочей молодежи. В 1927 он принял участие в 1-м Международном конкурсе пианистов им. Шопена в Варшаве, где был удостоен почетного диплома.
От «Леди Макбет Мценского уезда» к симфонии №5
В 1932 Шостакович завершил работу над партитурой своей второй оперы — «Леди Макбет Мценского уезда». Сюжет одноименной повести Н. С. Лескова переосмыслен Шостаковичем как драма незаурядной женской натуры в условиях несправедливого общественного устройства. Сам автор назвал свою оперу «трагедией-сатирой». В ее музыкальном языке гротеск в духе «Носа» сочетается с элементами русского романса и протяжной песни. В 1934 опера была поставлена в Ленинграде и Москве, шла под названием «Катерина Измайлова»; затем последовал ряд премьер в театрах Северной Америки и Европы. Поначалу советская критика почти единодушно оценила новую оперу Шостаковича как замечательную победу советского музыкального театра.
Среди произведений, написанных в течение 1932—35, выделяются 24 прелюдии для фортепиано, концерт №1 для фортепиано с оркестром, соната для виолончели и фортепиано, а также музыка к фильму «Встречный» со знаменитой «Песней о встречном» (в 1945 ее мелодия на короткое время стала гимном ООН). В 1935—36 Шостакович работал над монументальной симфонией №4, в которой особенно ощутимо воздействие симфонизма Малера (см. МАЛЕР Густав), одного из его самых любимых композиторов (наряду с Бахом (см. БАХ Иоганн Себастьян), Бетховеном (см. БЕТХОВЕН Людвиг)и Мусоргским (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович)).
Между тем над Шостаковичем сгущались тучи. В январе 1936 спектакль «Катерина Измайлова» посетил Сталин. Опера шокировала диктатора, чей вкус был воспитан на популярной классике и примитивных псевдофольклорных поделках; его реакция нашла свое выражение в редакционной статье «Сумбур вместо музыки», опубликованной в «Правде» и на долгие годы определившей пути развития советской музыки. Спустя несколько дней «Правда» напечатала еще одну редакционную статью на музыкальную тему — «Балетная фальшь»; на этот раз уничтожающей критике был подвергнут балет Шостаковича «Светлый ручей» (1935).
После статей «Правды» большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936, практически исчезло из культурного обихода страны. Композитор был вынужден отменить назначенную на осень 1936 премьеру симфонии №4 (впервые она была исполнена в 1961). «Катерина Измайлова» была «реабилитирована» на родине только в 1962. Сочинения 1920-х годов (за исключением симфонии №1 и некоторых миниатюр) не исполнялись в СССР вплоть до середины 1960-х годов, а «Нос» был возобновлен только в 1974.
Осенью 1937 в Ленинграде состоялась премьера симфонии №5, которую исполнил оркестр под управлением Е. А. Мравинского (см. МРАВИНСКИЙ Евгений Александрович). В советской печати это произведение, написанное относительно традиционным музыкальным языком, было благосклонно охарактеризовано как «творческий ответ художника на справедливую критику». С позиций сегодняшнего дня его точнее было бы оценить как глубоко трагический документ эпохи сталинского террора, потрясающий в своей эмоциональной достоверности.
От 1937 к 1953
Годы между 1937 и 1941 выдались для Шостаковича сравнительно безоблачными, что сказалось на эмоциональном строе партитур этого периода (струнный квартет №1, симфония №6, квинтет для фортепиано и струнных). На фашистское нашествие Шостакович откликнулся симфонией №7 (1941), посвященной городу Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.
Трагические переживания, связанные с войной, и надежды на послевоенное обновление отразились в наиболее значительных произведениях 1942—44 годов: сонате для фортепиано №2, симфонии №8, фортепианном трио, струнном квартете №2; как обобщающее размышление о прошедшей войне воспринимается монументальный струнный квартет №3 (1946). С другой стороны, в симфонии №9 (лето-осень 1945) преобладает настроение своего рода «черного юмора». Симфония вызвала неудовольствие официальной критики, ожидавшей от композитора более оптимистического отклика на окончание войны. С этого момента тучи над Шостаковичем начали сгущаться вновь.
В феврале 1948 было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели (см. МУРАДЕЛИ Вано Ильич) «Великая дружба», в котором музыка крупнейших советских композиторов — в том числе Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна — объявлялась «формалистической» и «чуждой советскому народу». Новая волна нападок на Шостаковича в прессе значительно превзошла ту, что поднялась в 1936. Вынужденный подчиниться диктату, Шостакович, «осознав ошибки», выступил с ораторией «Песнь о лесах» (1949), кантатой «Над Родиной нашей солнце сияет» (1952), музыкой к ряду фильмов исторического и военно-патриотического содержания и др., что отчасти облегчило его положение. Параллельно сочинялись произведения более высокого художественного достоинства — концерт №1 для скрипки с оркестром, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (оба 1948), струнные квартеты №4 и №5 (1949, 1952), цикл «24 прелюдии и фуги» для фортепиано (1951); за исключением последнего, все они были исполнены только после смерти Сталина.
Последнее двадцатилетие
Эпоха «оттепели» в советской музыке символически открылась Симфонией № 10 Шостаковича (1953) — глубоко интимной исповедью художника, отстоявшего свое «я» в отчаянном, почти безнадежном противостоянии сталинизму. Вслед за ней в творчестве Шостаковича наступил кризис, продлившийся несколько лет. Даже лучшие его произведения середины 1950-х годов — «Праздничная увертюра» для оркестра (1954), музыка к фильму «Овод» со знаменитым «Романсом» (1955), струнный квартет №6 (1956) — написаны в облегченном стиле.
Творчество Шостаковича последнего двадцатилетия его жизни неоднородно и неоднозначно. И хотя несколько конъюнктурный характер носят созданная в 1957 симфония № 11 «1905 год» (Ленинская премия, 1958), симфония № 12 «1917 год», посвященная памяти Ленина (1961), симфоническая поэма «Октябрь» (1967), цикл хоровых баллад «Верность» (1970), все же и в этих произведениях Шостаковичу удавалось оставаться Шостаковичем. А в произведениях на стихи Е. А. Евтушенко — симфонии №13 для баса и мужского хора с оркестром (1962) и вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (1964) — проступали явные черты свободомыслия.
Но истинный масштаб позднего Шостаковича проявляется прежде всего в удивительной серии автобиографических партитур, каждая из которых представляет собой опыт прощания с прожитой, исчерпавшей себя жизнью. Эту серию скорбных «автоэпитафий» составляют cтрунный квартет №8 (1960), симфония №14 для сопрано, баса и камерного оркестра на стихи Аполлинера, Рильке, Кюхельбекера и других поэтов (1969), симфония №15 (1971), струнный квартет №15 (1974), сюита на слова Микеланджело для баса и фортепиано или оркестра (1974—75), соната для альта и фортепиано (1975, последнее сочинение Шостаковича). Во всех названных произведениях широко используются мотивы-символы, в функции которых порой выступают цитаты из более ранних партитур самого композитора или из музыки других авторов. Отчаяние, протест, трагическая отрешенность определяют эмоциональный климат струнных квартетов №7 (1960) и №№ 9—14 (1964—73), сонаты для скрипки и фортепиано (1968), вокальных циклов на стихи А. А. Блока (1967) и М. И. Цветаевой (1973), концертов для виолончели с оркестром (1959, 1966), концерта №2 для скрипки с оркестром (1967). Тогда же был написан ряд произведений юмористического характера («Сатиры» на стихи Саши Черного, 1960, 5 романсов на слова из журнала «Крокодил», 1965, «4 стихотворения капитана Лебядкина» на слова из романа «Бесы» Ф. М. Достоевского, 1974).

Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Шостакович Дмитрий Дмитриевич" в других словарях:

  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич — Дмитрий Дмитриевич Шостакович Шостакович в 1942 году Дата рождения 12 (25) сентября 1906(19060925) Место рождения Санкт Петербург, Российская империя …   Википедия

  • ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич — ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ. (1906 1975), русский композитор советского периода; отличительные черты его стиля интенсивная ритмика, разнообразное и часто самобытное использование оркестровых средств, высокая драматическая напряженность,… …   Энциклопедия Кольера

  • Шостакович, Дмитрий Дмитриевич — Дмитрий Дмитриевич Шостакович. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906 1975), российский композитор. Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Шостаковича стало классикой мировой музыкальной культуры 20 в. Велико значение симфонического… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич — [12(25).9.1906, Петербург, ‒ 9.8.1975, Москва], советский композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), доктор искусствоведения (1965). Член КПСС с 1960. Родился в семье инженера. Окончил Ленинградской… …   Большая советская энциклопедия

  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич — (1906 75), сов. композитор. В 1950 сочинил два романса на стихи Л.: «Баллада» («Над морем красавица дева сидит») для мужского голоса и «Утро на Кавказе» («Светает вьется дикой пеленой») (хранятся в ЦГАЛИ, ф. 2048). Лит.: Садовников Е., Д. Д.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич — (1906 75) российский композитор, народный артист СССР (1954), доктор искусствоведения, Герой Социалистического Труда (1966). В 15 симфониях (1925 71), фортепианном трио (1944), ряде струнных квартетов и других сочинениях современными средствами… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шостакович Дмитрий Дмитриевич —       (1906 1975), композитор, пианист, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1954), директор искусствоведения (1965), Герой Социалистического Труда (1966). Секретарь Союза композиторов СССР (с 1957), 1 й секретарь Союза… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич — (25.09.1906, Петербург 09.08.1975, Москва), композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Ленинской премии (1958), лауреат Международной премии Мира (1954), Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952) …   Энциклопедия кино

  • Шостакович, Дмитрий Дмитриевич — Запрос «Шостакович» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Дмитрий Шостакович Шостакович в …   Википедия

  • Шостакович, Дмитрий Дмитриевич — (род. 1906) советский композитор. Окончил Ленинградскую гос. консерваторию по классу композиции у М. Штейнберга. В начале своего творческого пути находился под сильным влиянием современной урбанистической западноевропейской музыки (в частности… …   Большая биографическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»