- Лапшин Иван Иванович
- Лапши́н Иван Иванович(1870—1952), философ, ученик и последователь А. И. Введенского. В 1922 выслан из России, жил в Праге. Сочинения: «Законы мышления и формы познания» (1906), «Проблема "чужого Я" в новейшей философии» (1910), «Философия изобретения и изобретение в философии» (т. 1—2, 1922).* * *ЛАПШИН Иван ИвановичЛАПШИ́Н Иван Иванович (1870—1952), русский философ, ученик и последователь Александра И. Введенского (см. ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (философ)) . Приват-доцент (1897) и профессор (1913) Петербургского университета, в 1922 выслан из России. Жил в Праге, где был профессором Русского юридического факультета. Сочинения — «Законы мышления и формы познания» (1906), «Проблема «чужого Я» в новейшей философии» (1910), «Философия изобретения и изобретение в философии» (т. 1—2, 1922).
* * *
ЛАПШИ́Н Иван Иванович [11 (23) октября 1870, Петербург — 17 ноября 1952, Прага], русский философ-неокантианец (см. НЕОКАНТИАНСТВО) .
Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом (см. ПОЗИТИВИЗМ) (прежде всего философией Дж. С. Милля (см. МИЛЛЬ Джон Стюарт)), идеями Н. Г.Чернышевского (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович), Н. Н. Страхова (см. СТРАХОВ Николай Николаевич). Его учителем в университете был известный кантианец А. И. Введенский (см. ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (философ)), оказавший на Лапшина определяющее влияние. С 1897 — приват-доцент Петербургского университета. В 1906 публикует свой основной философский труд — «Законы мышления и формы познания». За эту работу ему было присвоено звание доктора философии. С 1913 — экстраординарный профессор Петербургского университета (позднее возглавил кафедру философии университета). В 1922 выходит его книга «Философия изобретения и изобретение в философии»(т.1—2; 2-е изд. — Прага, 1924). В том же году Лапшин вместе с другими известными русскими философами был выслан (см. ВЫСЫЛКА ЗА ГРАНИЦУ) из России. В последующие годы занимал должность профессора юридического факультета Русского института в Праге.
Отстаивая принципы кантовского критицизма, Лапшин утверждал неразрывную связь априорных форм познания с логическими законами мышления. В то же время, критикуя разнообразные типы метафизики, Лапшин усматривал ложность принятого в классическом кантианстве дуализма субъекта познания и «вещей в себе». (см. ВЕЩЬ В СЕБЕ) Обратившись к проблеме «чужого Я», Лапшин по существу развивал идеи своего учителя А. И. Введенского. Реальность «чужого Я» лишь гипотетична и, соответственно, представление о «чужой» одушевленности должно быть отнесено к числу метафизических гипотез, которые, однако, необходимо сопутствуют познавательному процессу и могут играть продуктивную роль. Включая философию в сферу научного знания, Лапшин одновременно доказывал принципиальную несводимость философского опыта к методам и содержанию конкретных наук.
Энциклопедический словарь. 2009.