ЛАПШИН Иван Иванович

ЛАПШИН Иван Иванович

(1870-1952), русский философ. Родился 11 октября 1870. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1893). В молодости увлекался европейским позитивизмом (прежде всего философией Дж.С.Милля), идеями Н.Г.Чернышевского, Н.Н.Страхова. Его учителем в университете был известный кантианец А.И.Введенский, оказавший на Лапшина определяющее влияние. По предложению Введенского он был оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому званию. С 1897 - приват-доцент Петербургского университета. В 1898-1899 находился в научной командировке в Англии, опубликовал статью Судьба критической философии в Англии до 1830 г. В университете Лапшин преподавал историю философии, историю педагогики, теорию познания, психологию. Вел занятия (с 1900) по логике в Александровском лицее, по психологии на Высших женских курсах. В 1906 опубликовал свой основной философский труд - Законы мышления и формы познания. За эту работу ему было присвоено звание доктора философии. С 1913 он - экстраординарный профессор Петербургского университета (позднее возглавил кафедру философии университета). В 1922 была опубликована его книга Философия изобретения и изобретение в философии (тт. 1-2, 2-е изд. Прага, 1924). В том же году Лапшин вместе с другими известными русскими философами был выслан из России. В последующие годы занимал должность профессора Русского юридического факультета в Праге. Умер Лапшин в Праге 17 ноября 1952. Основные положения философской системы Лапшина нашли отражение в его диссертации. Отстаивая принципы кантовского критицизма, он утверждал неразрывную связь априорных форм познания с логическими законами мышления и необоснованность любых апелляций к логике, не учитывающих такого рода связи ("те, кто отвергает значение критической теории познания, тем самым лишают себя права ссылаться на законы формальной логики"). В то же время, критикуя разнообразные типы метафизики, Лапшин усматривал ложность принятого в классическом кантианстве дуализма субъекта познания и "вещей в себе". Существование последних не может быть доказано (впрочем, как и обратное), т.к. к ним в принципе не могут быть применены законы логики (в первую очередь закон противоречия). Обратившись к проблеме "чужого Я", Лапшин, по существу, развивал идеи своего учителя А.И.Введенского, которые тот сформулировал в книге О пределах и признаках одушевленности (1892). Реальность "чужого я" лишь гипотетична ("трансцендентная реальность чужого я недоказуема"), соответственно - представление о "чужой" одушевленности должно быть отнесено к числу метафизических гипотез, которые, однако, необходимо сопутствуют познавательному процессу и могут, согласно Лапшину, играть продуктивную роль. Понимание Лапшиным специфики философского знания получило последовательное обоснование в его сочинении Философия изобретения. Включая философию в сферу научного знания, он одновременно доказывал принципиальную несводимость философского опыта к методам и содержанию конкретных наук. Философию роднит с наукой познавательная функция, последовательная рациональность. В этом отношении философский опыт существенным образом отличается отличается от религиозного и художественного (сфера "эмоционального мышления"). "Изобретательность" в философии - это, по Лапшину, творческий элемент, который постоянно присутствует в философском познании. "Философская страсть удивления" перед самим фактом бытия становится первоначальным творческим импульсом метафизического самоопределения человека. Лапшин выстраивает систему принципов философского творчества - изобретения, включая в их число "комбинаторику фактов", "комбинаторику мыслей", "комбинаторику точек зрения", "комбинаторику форм выражения". Все эти моменты образуют творческое единство философского опыта и при этом совершенно рациональны, поскольку находятся под "непрестанным контролем мысли".
ЛИТЕРАТУРА
Лапшин И.И. Проблема "чужого я" в новейшей философии. СПб, 1910 Лапшин И.И. Художественное творчество. Пг., 1922 Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

См. также в других словарях:

  • Лапшин, Иван Иванович — Иван Иванович Лапшин Дата рождения: 11 (23) октября 1870(1870 10 23) Место рождения: Москва Дата смерти: 17 ноября 1952(1952 11 17) (82 года) …   Википедия

  • Лапшин Иван Иванович — Лапшин, Иван Иванович философ. Родился в 1870 г. Преподавал логику в Александровском лицее; состоит профессором философии в Петроградском университете, на высших женских и на военно педагогических курсах. Перевел с английского Text Book of… …   Биографический словарь

  • ЛАПШИН Иван Иванович — (1870 1952) русский философ, ученик и последователь Александра И. Введенского. Приват доцент (1897) и профессор (1913) Петербургского университета, в 1922 выслан из России. Жил в Праге, где был профессором Русского юридического факультета.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Лапшин Иван Иванович — (1870 1952), философ, ученик и последователь А. И. Введенского. В 1922 выслан из России, жил в Праге. Сочинения: «Законы мышления и формы познания» (1906), «Проблема чужого Я в новейшей философии» (1910), «Философия изобретения и изобретение в… …   Энциклопедический словарь

  • Лапшин, Иван Иванович — писатель. Род. в 1870 г. Окончил курс в спб. университете по историко филологическому факультету, где работал главным образом под руководством профессора Александра Ив. Введенского. По окончании курса был оставлен при университете по кафедре… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лапшин Иван Иванович — Иван Иванович Лапшин (11 октября 1870, Москва  17 ноября 1952, Прага)  русский философ. Содержание 1 Преподавательская деятельность 2 Сочинения 3 С …   Википедия

  • Лапшин Иван Иванович — писатель. Род. в 1870 г. Окончил курс в спб. университете по историко филологическому факультету, где работал главным образом под руководством профессора Александра Ив. Введенского. По окончании курса был оставлен при университете по кафедре… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЛАПШИН Иван Иванович — (1870 17. И. 1952, Прага ) философ, ученик и последователь А а И. Введенского. Учился на историко филологическом ф те Петербургского ун та, по окончании к рого был командирован за границу. С 1897 г. приват доцент, с 1913 г. экстраординарный проф …   Русская философия: словарь

  • Лапшин, Михаил Иванович — Михаил Иванович Лапшин …   Википедия

  • Лапшин Михаил Иванович — Михаил Иванович Лапшин …   Википедия