- комедия дель арте
- коме́дия дель а́рте(итал. commedia dell’arte — комедия масок), вид итальянского театра (XVI—XVII вв.), спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария. Персонажи-«маски»: слуги — Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина; глупый жадный купец Панталоне, фанфарон и трус Капитан, болтун Доктор, педантичный, назойливый Тарталья и др.* * *КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕКОМЕ́ДИЯ ДЕЛЬ А́РТЕ (итал. commedia dell"arte — комедия масок) — итальянский профессиональный театр, использовавший маски (см. МАСКА), пантомиму (см. ПАНТОМИМА) и буффонаду (см. БУФФОНАДА) (16—17 вв.). В основе представления комедии дель арте был лишь краткий сценарий, артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. В середине 18 в. два величайших венецианских драматурга Карло Гольдони (см. ГОЛЬДОНИ Карло) (1707—1793) и Карло Гоцци (см. ГОЦЦИ Карло) (1720—1806) положили конец импровизированной игре актеров. Лица героини и героя были частично закрыты черной полумаской, говорили они на итальянском литературном языке. Остальные персонажи общались на различных итальянских диалектах, и каждый был одет в традиционный для этого образа костюм и маску.
На сцене комедии дель арте появилось более сотни персонажей. Среди них были любимые, без которых не обходилось ни одно представление. Это влюбчивый и скупой венецианский купец Панталоне, слуги — плут и весельчак Бригелла, простодушный и незлобивый Арлекин, находчивый Пульчинелла, Коломбина; бахвал и трус Капитан, болтун Доктор, педантичный, назойливый Тарталья, Влюбленные и др. Актер играл одну и ту же роль до глубокой старости. Замены одной маски другой в труппе актеров были абсолютно невозможны. Любимый публикой волшебник сцены Арлекин — главный организатор интриги. Его главным сценическим языком были кульбиты, оплеухи и палочные колотушки, которые он то раздает, то сам получает.
Энциклопедический словарь. 2009.