Комедия дель арте это:

Комедия дель арте
(commedia dell'arte)
        комедия масок, вид итальянского театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления. Персонажами К. д. а. были типовые «маски», переходившие из одного спектакля в другой. Возникнув в середине 16 в., К. д. а. унаследовала реалистические традиции народного Фарса, маски и буффонаду карнавальных действий, а также использовала некоторые мотивы и сюжеты гуманистической «учёной комедии» («комедия эрудита»). Буффонно яркие представления К. д. а., разыгрываемые на народных диалектах, насыщенные площадными мелодиями и песнями, ловкими Лацци (трюками), дерзкими плебейскими насмешками, приобретали сатирическую направленность. Душой спектакля были «слуги» — наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый Арлекин, разбитная, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры К. д. а. были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор. Поэтическую сторону К. д. а. определяли идеализированные образы «влюблённых», выступавших без масок и говоривших на литературном итальянском языке. Актёры К. д. а., виртуозно владевшие искусством коллективной импровизации, впервые в европейском театре выработали сценический ансамбль. Крупнейшими актёрами К. д. а. были А. Ганасса, братья Дж. и Т. Мартинелли, И. и Ф. Андрсини (16 в.); Т. Фьорилли, Д. Бьянколелли (17 в.); К. Бертинацци, Ч. Д'Арбес, А. Сакки (18 в.). С середины 17 в. начался упадок К. д. а. — под влиянием католической реакции в спектаклях притуплялась социальная сатира, буффонада приобретала самодовлеющее значение. К. д. а. оказала воздействие на формирование национальной комедийной драматургии и сценического искусства в других европейских странах (театр «Комеди Итальени» в Париже). Особенно заметно влияние К. д. а. на творчество Мольера, К. Гольдони, К. Гоцци. Жизнерадостная стихия К. д. а. зазвучала в поставленном Е. Б. Вахтанговым спектакле «Принцесса Турандот». Отдельные черты поэтики К. д. а. восприняли современные прогрессивные драматурги и актёры Италии (в том числе Э. Де Филиппе).
         Лит.: Дживелегов А., Итальянская народная комедия, 2 изд., М., 1962; Apollonio М., Storia della commedia dell'arte, Roma — Mil., 1930; Pandolfi V., Il teatro del Rinascimento e la commedia dell'arte, Roma, [1969].
        Актёры комедии дель арте на площади в Виченце. 17 в.
        Актёры комедии дель арте на площади в Виченце. 17 в.
        Д. Бьянколелли в роли Арлекина.
        Д. Бьянколелли в роли Арлекина.
        Пульчинелла и Панталоне.
        Пульчинелла и Панталоне.
        Сцена из представления комедии дель арте. 16 в.
        Сцена из представления комедии дель арте. 16 в.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Комедия дель арте" в других словарях:

  • КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ — (итальянское commedia dell arte), комедия масок, театральная форма, получившая распространение во 2 й половине 16 17 вв. Труппы комедии дель арте кочевали по Италии и другим европейским странам, за каждым актером был закреплен определенный… …   Современная энциклопедия

  • Комедия Дель Арте — (итальянское commedia dell'arte), комедия масок, театральная форма, получившая распространение во 2 й половине 16 17 вв. Труппы комедии дель арте кочевали по Италии и другим европейским странам, за каждым актером был закреплен определенный… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • комедия дель арте — комедия дель арте, комедии дель арте …   Орфографический словарь-справочник

  • КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ — (итал. commedia dell arte комедия масок) вид итальянского театра (16 17 вв.), спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария. Персонажи маски : слуги Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина; глупый жадный купец Панталоне …   Большой Энциклопедический словарь

  • комедия дель арте — (дэ, тэ), нескл., ж. (ит. commedia del arte). Вид театра (иначе называемый комедия масок), получивший развитие в Италии в середине 16 17 вв. | К. имела народный характер, спектакли строились на импровизации, буффонаде, постоянные персонажи маски… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Комедия дель арте — Сцена из представления комедии дель арте. XVI век …   Википедия

  • КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ — (сommedia dell arte), итальянская комедия импровизация, с постоянными персонажами, переходившими из спектакля в спектакль; была популярна в Италии в 1560 1760. В спектаклях играли профессиональные актеры в отличие от предшествующей эпохи, когда в …   Энциклопедия Кольера

  • комедия дель арте — (итал. commedia dell’arte  комедия масок), вид итальянского театра (XVI XVII вв.), спектакли которого создавались методом импровизации на основе сценария. Персонажи «маски»: слуги  Бригелла, Арлекин, Пульчинелла, Коломбина; глупый жадный купец… …   Энциклопедический словарь

  • комедия дель арте — ком едия дель арте, ком едии дель арте …   Русский орфографический словарь

  • Комедия дель арте —         (Commedia dell arte), комедия масок, вид итал. театра, спектакли к рого создавались импровизационно на основе сценария, содержавшего краткую сюжетную схему представления. Возникнув в сер. 16 в., К. д. а., сочетавшая слово, танец, пение,… …   Музыкальная энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Комедия дель арте» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»