Денисов Эдисон Васильевич это:

Денисов Эдисон Васильевич
Дени́сов Эдисон Васильевич
(1929—1996), композитор, народный артист Российской Федерации (1995). Ученик В. Я. Шебалина. Опера «Пена дней» (1981), камерная опера «Четыре девушки» (1986), балет «Исповедь» (постановка 1984), вокально-инструментальные сочинения (в том числе Реквием, 1980), духовная оратория «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» (1992), симфония (1987), произведения для инструментов с оркестром, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, музыка к спектаклям и фильмам. Музыковедческие работы. Профессор Московской консерватории (с 1992).
* * *
ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич
ДЕНИ́СОВ Эдисон Васильевич (1929—1996), российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1990). Опера «Пена дней» (1981), балет «Исповедь» (поставлен в 1984), вокально-инструментальные сочинения (в т. ч. «Реквием», 1980), произведения для инструментов с оркестром, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, музыка к спектаклям и фильмам. Музыковедческие работы. Народный артист России (1995).
* * *
ДЕНИ́СОВ Эдисон Васильевич (6 апреля 1929, Томск — 24 ноября 1996, Париж), российский композитор, музыкально-общественный деятель, теоретик музыки.
В 1946—51 учился на физико-математическом факультете Томского университета; одновременно проходил курс игры на фортепиано в Томском музыкальном училище и занимался композицией. В 1950 с произведениями Денисова познакомился Д. Д. Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), распознавший в начинающем композиторе незаурядный талант. По его рекомендации Денисов в 1951 поступил в Московскую консерваторию в класс В. Я. Шебалина (см. ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич). С 1959 вел в Московской консерватории класс анализа, затем инструментовки; лишь в «перестроечные» годы консерваторское руководство доверило ему преподавать композицию.
Лидер авангардистов
На рубеже 1950—60-х гг. Денисов выдвинулся в ряды лидеров движения молодых «авангардистов», стремившихся освоить достижения современной музыки Запада, доступ к которой был практически закрыт для советских музыкантов до середины 1950-х гг. В течение 1960-х и 1970-х гг. это движение регулярно подвергалось жесткой критике со стороны руководства Союза композиторов СССР (и особенно Денисов, неоднократно выступавший в зарубежной печати с публикациями о музыке в СССР). На рубеже 1970—80-х гг. Денисов выступил активным пропагандистом музыки русских композиторов-«модернистов», получивших известность в 1920-х гг. и фактически принужденных к творческому молчанию в сталинское время (среди них — Н. А. Рославец (см. РОСЛАВЕЦ Николай Андреевич), В. М. Дешевов (см. ДЕШЕВОВ Владимир Михайлович), Д. М. Мелких, Л. А. Половинкин (см. ПОЛОВИНКИН Леонид Алексеевич), А. В. Мосолов (см. МОСОЛОВ Александр Васильевич)). В 1989—90 Денисов основал в Москве Ассоциацию современной музыки. Автор многочисленных теоретических работ, преимущественно по музыке 20 в.
«Солнце инков»
Своим первым по-настоящему самостоятельным произведением Денисов считал камерную кантату «Солнце инков» на стихи чилийской поэтессы Г. Мистраль (см. МИСТРАЛЬ Габриела) (1964). Здесь вполне проявились такие черты музыкального стиля, как склонность к утонченной звукописи в традициях французских импрессионистов и П. Булеза (см. БУЛЕЗ Пьер) (с которым Денисова связывала особая духовная близость), стремление к максимальному раскрытию выразительных и виртуозных возможностей инструментов и человеческого голоса, пристрастие к экспрессивным мелодическим линиям, часто складывающимся в своего рода «сверхмногоголосие». В «Солнце инков» оригинально использованы элементы серийной техники, алеаторики (см. АЛЕАТОРИКА), сонорики (см. СОНОРИКА), другие технические достижения европейского музыкального авангарда.
Первое исполнение «Солнца инков» в Ленинграде в конце 1964 стало событием в истории новой русской музыки; в то же время кантата Денисова вызвала резко отрицательную реакцию руководства Союза композиторов и до начала 1980-х была фактически запрещена к исполнению в СССР; при этом она широко звучала за границей.
Произведения 1960—70-х гг.
Произведения, написанные Денисовым между 1964 и 1970, предназначены для небольших инструментальных и вокально-инструментальных составов («Итальянские песни» для сопрано и четырех инструментов на стихи А. Блока, Crescendo e diminuendo для клавесина и 12 струнных, 1965; 3 пьесы для виолончели и фортепиано, 1967; «Ода» для кларнета, фортепиано и ударных, 1968; «Романтическая музыка» для гобоя, арфы и струнного трио, 1968; Струнное трио, 1969; Квинтет для духовых, 1969, и др.). Уникальным примером являются «Плачи» для сопрано, фортепиано и ударных на русские народные тексты (1966), обращения композитора к материалу русского ритуального фольклора.
В 1970-х гг. Денисов много пишет для оркестра, рассматривая при этом большой оркестр как расширенный камерный (для композитора характерна изысканная детализация оркестровой фактуры) и особенно культивируя жанр инструментального концерта: «Живопись» (1970) для большого оркестра, навеянная картинами московского художника Б. Биргера (см. БИРГЕР Борис Георгиевич), «Осенняя песнь» для сопрано и большого оркестра на стихи Ш. Бодлера (1971), концерты для виолончели (1972), фортепиано (1974), флейты (1975), скрипки (1977), флейты и гобоя (1978) с оркестром.
Произведения последних лет
В 1980—90-х гг. значительное место в творчестве Денисова заняли крупные формы ораториальной и театральной музыки: «Реквием» для солистов, хора и оркестра на латинские и французские литургические тексты и стихи поэта Ф. Танцера, пишущего на трех европейских языках (1980); опера «Пена дней» по одноименному роману французского писателя Б. Виана (1981; премьера состоялась в Париже в 1986); балет «Исповедь» по роману А. де Мюссе «Исповедь сына века» (1984, Таллин); камерная опера «Четыре девушки» по одноименной пьесе П. Пикассо (1986, поставлена в Москве в 1990), Симфония №1 для большого оркестра (1988), «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа» для солистов, хора и оркестра (1992), Симфония №2 (1994). Параллельно Денисов продолжал работать в своем излюбленном жанре инструментального концерта: Концерты для фагота и виолончели с оркестром (1982), для двух альтов, клавесина и струнных (1984), для гобоя (1986), альта (1986), кларнета (1989), гитары (1991) с оркестром, для флейты, вибрафона, клавесина и струнного оркестра (1993). К этой серии примыкают концертные пьесы меньшего масштаба: Партита для скрипки с оркестром (1981), Камерная музыка для альта, клавесина и струнных (1982), Вариации на тему Гайдна для виолончели с оркестром (1982), «Три картины Пауля Клее» для альта и инструментального ансамбля (1985) и др. К вершинам русской романсовой лирики 20 в. относятся циклы Денисова «Твой облик милый» на стихи А. Пушкина (1980, оркестрован в 1982) и «На снежном костре» на стихи А. Блока (1981), написанные на редкость простым, прозрачным языком, без какой бы то ни было «авангардистской» аффектации.
Оркестровые обработки и музыка для театра
Среди оркестровых обработок произведений других авторов выделяются: инструментовка вокальных циклов М. П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович) «Детская» (1976), «Без солнца» (1981), «Песни и пляски смерти» (1983) для голоса и большого оркестра, инструментовка вокальных циклов А. Мосолова «Три детские сцены» и «Газетные объявления» (1981) для голоса и камерного оркестра, инструментовка вальсов Ф. Шуберта (см. ШУБЕРТ Франц) для камерного оркестра (1981—84). Денисов завершил и оркестровал две неоконченные оперы композиторов-классиков: «Родриг и Химена» К. Дебюсси (см. ДЕБЮССИ Клод Ашиль) (1992) и «Лазарь» Шуберта (1994). Написал также музыку к ряду фильмов и театральных постановок (с середины 1960-х гг., наряду с А. Г. Шнитке (см. ШНИТКЕ Альфред Гарриевич), был одним из основных композиторов Театра драмы и комедии на Таганке под руководством Ю. П. Любимова).
Летом 1994 Денисов попал под Москвой в автомобильную аварию; после лечения сначала в России, затем во Франции лишь на короткое время он сумел вернуться к активной деятельности. Похоронен в Париже.

Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "Денисов Эдисон Васильевич" в других словарях:

  • ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич — (1929 96) российский композитор, заслуженный деятель искусств России (1990). Опера Пена дней (1981), балет Исповедь (поставлен в 1984), вокально инструментальные сочинения (в т. ч. Реквием , 1980), произведения для инструментов с оркестром,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич — (06 апреля 1929 1996), российский композитор. Окончил Московскую консерваторию (класс В.Я.Шебалина). Композитор и педагог, препадавал в Московской консерватории. Автор опер «Пена дней» (1981), «Четыре девушки» (1986); балета «Исповедь» (1984)… …   Энциклопедия кино

  • Денисов, Эдисон Васильевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Денисов. Эдисон Васильевич Денисов …   Википедия

  • Денисов, Эдисон Васильевич — род. 6 апр. 1929 в Томске. Композитор. В 1950 окончил Томское муз. училище (кл. ф п.), в 1951 механико математич. ф т Томского ун та. В 1956 окончил Моск. конс. (кл. композиции В. Я. Шебалина, кл. ф п. B. С. Белова), в 1959 аспирантуру. С 1960… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Денисов Эдисон Васильевич — Эдисон Васильевич Денисов Эдисон Денисов в Сортавале (1975) Дата рождения: 6 апреля 1929 Место рождения …   Википедия

  • Денисов Эдисон Васильевич — (1929, Томск — 1996, Париж), композитор, народный артист Российской Федерации (1995). В 1951 окончил физико математический факультет Томского университета, в 1956 — (класс композиции ), в 1959 — аспирантуру при ней. С 1959… …   Москва (энциклопедия)

  • ДЕНИСОВ Эдисон Васильевич — ( р. 6 IV 1929, Томск) Нетленная красота великих творений искусства живет в своем временном измерении, становясь высшей реальностью. Э. Денисов Русская музыка наших дней представлена рядом крупных фигур. Среди первых из них москвич Э. Денисов.… …   Музыкальный словарь

  • Эдисон Васильевич Денисов — Эдисон Денисов в Сортавале (1975) Дата рождения: 6 апреля 1929 Место рождения …   Википедия

  • Денисов, Эдисон — Эдисон Васильевич Денисов Эдисон Денисов в Сортавале (1975) Дата рождения: 6 апреля 1929 Место рождения …   Википедия

  • Денисов — Содержание 1 Известные носители 1.1 А 1.2 Б 1.3 В …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»