“ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА”

“ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА”
“ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА”
    “ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА. Проблемы Закона и Благодати” — основное философское произведение Б. П. Вышеславцева. Опубликовано в 1931 в Париже, современное издание: М., 1994. Свою работу Вышеславцев рассматривал как 1 -и том исследования, посвященного проблеме “преодоления морализма” (морали императива, этики долга и закона) и обоснования новой этики благодати, призванной соединить в себе христианский платонизм и открытия современного психоанализа. В этом смысле “Этика преображенного эроса” является оригинальным опытом создания “новой этики”, единственным в своем роде в истории этической мысли 20 в. Во 2-м томе Вышеславцев намеревался продолжить анализ антитезы “закон — благодать” применительно к области политики и права. В конечном счете он ставил перед собой задачу обосновать метаномическую и метаполитическую этику благодати, исходящую из принципа соборности как сверхправового общения. Этому замыслу не суждено было осуществиться. Некоторые вопросы (напр., об антиномии власти) затронуты в посмертно изданной книге “Вечное в русской философии”.
    “Этика преображенного эроса” начинается с установления антитезы закона и благодати (гл. I) и выяснения сущности и смысла закона как принципа морали и права (гл. II и III). Самое ценное в законе, считает Вышеславцев, это запрет преступления как форма борьбы со злом (не убий, не укради и т. д.). Но именно в этой борьбе закон постоянно терпит поражение. Так Вышеславцев приходит к выводу о несостоятельности, бессилии и в конечном счете трагедии закона. О причинах бессилия закона Вышеславцев рассуждает в гл. IV. Бессилие закона проистекает из “сопротивления плоти” (подсознания). Закон есть только рациональное правило, обращенное к уму, сознательной воле и не доходящее до иррациональных, бессознательных глубин человеческой психики, в кото
    рых и коренятся мотивы поведения. В силу этого сознательный закон, выраженный в форме запрета, вызывает обратное действие, которое тем сильнее, чем больше усилие воли, желающее исполнить требование закона.
    Анализируя в полемике с 3. Фрейдом природу подсознания, Вышеславцев, опираясь на Платона (учение об Эросе) и ап. Павла, усматривал в ней отражение принципа истинной сублимации, заключающегося в восхождении низшего к высшему, Абсолютному В этой связи Вышеславцев убедительно интерпретирует христианскую аскетику в целом как этику сублимации, т. е. этику не отрешения от мира, а преображения мира. Сублимация, по Вышеславцеву, есть как бы восстановление первоначальной божественной формы — “Образа и Подобия Божьего”. Отсюда Вышеславцев приходит к идее воображения как творческой силы сублимации. В гл. V рассматривается воображение как воплощение и преображение, как космическая сила, рождающая образы вещей, как творческая сила духа, укорененная в подсознании, без которой нет созидания. В гл. VI Вышеславцев показывает, что теория внушения есть стремление подчинить “непроизвольно-бессознательные внушения”, которые мы пассивно получаем, внушениям “произвольно-сознательным”, “свободно избранным”. “Закон иррационального противоборства” может иметь две формы и действовать как бы в двух сферах: существует противоборство плоти и противоборство духа — сила гордого произвола злой воли. В гл. VII Вышеславцев, переосмысляя идеи М. Шелера и Н. Тартмана, рассматривает условия и возможности преображения свободы произвола и гордыни в свободу жертвенного служения и творения добра. Согласно Вышеславцеву, “закон обратного соотношения между силой и высотой ценностей” имеет значение только для несублимированной воли. В сублимированной же этике высшие ценности становятся для человека онтологически сильнейшими, реально детерминируя его поведение. В заключительной части работы (гл. VIII—К) рассматривается объективное бытие мира ценностей как условие истинной сублимации, устанавливая восходящую к Декарту “аксиому зависимости человеческого “я” от Абсолюта”.
    В. Н. Назаров

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "“ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА”" в других словарях:

  • «ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА. — «ЭТИКА ПРЕОБРАЖЕННОГО ЭРОСА. Проблемы Закона и Благодати» – основное философское произведение Б.П.Вышеславцева. Опубликовано в 1931 в Париже, современное издание: М., 1994. Свою работу Вышеславцев рассматривал как 1 й том исследования,… …   Философская энциклопедия

  • Православная этика —    основана на библейских Десяти заповедях, Нагорной проповеди, вечных заповедях Христа о любви к Богу и ближнему.    Цель жизни человека видится в личном нравственном самосовершенствовании по формуле «будьте совершенны, как Отец ваш Небесный»,… …   Религии народов современной России

  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович — Борис Петрович (3.10.1877, Москва 5.10.1954, Женева), рус. философ. В 1899 г. окончил юридический фак т Московского ун та, занимался адвокатурой. В 1902 г. вошел в кружок П. И. Новгородцева. После сдачи магистерских экзаменов был направлен на 2… …   Православная энциклопедия

  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ —         Борис Петрович (1877 1954) специалист по философии права, социальной философии, истории философии, этике, религии. Его творчество занимает видное место в рус. культурном ренессансе 20 в. В 1899 окончил юрид. ф т Моск. ун та. В 1902 В.… …   Энциклопедия культурологии

  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович — (3(15). 10.1877, Москва 10.10.1954, Женева)    философ, публицист, литературный критик. Учился на юридическом ф те Московского ун та, по окончании к рого в 1899 г. занялся адвокатской практикой. После сдачи магистерского экзамена В. был направлен …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович — (1877 1954), русский философ. Родился в Москве 3 октября 1877. В 1899 окончил юридический факультет Московского университета, продолжил образование в Марбурге у П.Наторпа и Г.Когена. В 1914 защитил магистерскую диссертацию Этика Фихте. Основы… …   Энциклопедия Кольера

  • Вышеславцев, Борис Петрович — Борис Петрович Вышеславцев Дата рождения: 17 (30) октября 1877(1877 10 30) Место рождения: Москва, Российская империя Дата с …   Википедия

  • ВОЛЯ — [греч. θέλημα, θέλησις; лат. voluntas, velle], сила, неотъемлемо присущая природе разумного существа, благодаря к рой оно стремится достигнуть желаемого. В Свящ. Писании понятие В. имело следующие основные смыслы: В. Божия, выражающаяся в… …   Православная энциклопедия

  • АБСОЛЮТ — абсолютное [лат. absolutus отрешенный, неограниченный, безусловный, безотносительный, совершенный, полный], термин философии и богословия. Происхождение термина не установлено, тем не менее прослеживаются его религиозно культовые, юридические и… …   Православная энциклопедия

  • ВСЕЕДИНСТВО — религиозно философский, мифологический и художественно поэтический символ; философский термин, обозначающий постигаемое мышлением или данное в интуиции единство всех вещей; один из принципов построения философии как универсальной науки о Боге,… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»