ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович

ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович

(1877-1954), русский философ. Родился в Москве 3 октября 1877. В 1899 окончил юридический факультет Московского университета, продолжил образование в Марбурге у П.Наторпа и Г.Когена. В 1914 защитил магистерскую диссертацию Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии. С 1917 - профессор философии права Московского университета. В 1922 был выслан из России. Преподавал в основанной Н.А.Бердяевым Религиозно-философской академии в Берлине, в Богословском институте в Париже, работал редактором в издательстве ИМКА-Пресс. С 1925 - один из редакторов религиозно-философского журнала "Путь". В 1950-е годы сотрудничал с Национально-трудовым союзом (НТС). Основные произведения Вышеславцева эмигрантского периода: Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати, 1931; Кризис индустриальной культуры, 1953; Вечное в русской философии, 1955).
Умер Вышеславцев в Женеве 5 октября 1954. Уже в своей книге о Фихте, положительно характеризуя принципы трансцендентального идеализма, Вышеславцев особо подчеркивал "иррациональные" элементы в фихтеанстве и значение интуиции в познании. "Тема метафизики - вся таинственная беспредельность, развертывающаяся в интуиции". Интуиция оказывается своего рода "прорывом" к абсолютному, которое "не дано в понятиях". Этот интерес к иррациональному в бытии и познании получил развитие в последующем творчестве Вышеславцева. В Этике преображенного Эроса он утверждал, что "мы окружены непознаваемым и недоказуемым", что "иррациональная глубина бытия смотрит на нас отовсюду". В то же время для Вышеславцева "иррациональное" отнюдь не противостоит разуму, а, напротив, является "основой" разумности в мире и в человеке: "Это Абсолютное, будучи иррациональным, лежит в основе рационального как его основание". В этом отношении философская позиция Вышеславцева близка метафизике всеединства (особенно учению о "непостижимом" С.Л.Франка). В опыте построения нравственной метафизики Вышеславцев обращался к психоаналитическим теориям Фрейда и Юнга. Традиция нормативной этики ("этики закона"), считал он, оказалась подорванной в самих своих основах благодаря учению о "бессознательном". Кантианский долг апеллирует исключительно к разуму и совершенно игнорирует иррациональное, бессознательное начало в человеческой душе. Основой "новой", творческой этики, по Вышеславцеву, должна стать "преображающая сила воображения". Психоаналитическая "сублимация", в его трактовке, фиксирует ту же динамику психической жизни, которая в христианской мистике выступает как процесс духовного преображения и "обожения" личности. Новая этика, "преодолевающая морализм", соединяет эти две традиции и оказывается способной "преображать и сублимировать". Иррациональное (эротическое) и рациональное в человеке образуют единую основу его этической позиции и нравственных действий. Принципиальным же недостатком психоаналитического понимания "сублимации" является, согласно Вышеславцеву, отсутствие в теории Фрейда метафизической "вертикали": нет Абсолюта, нет богочеловеческого процесса и, соответственно, нет высшей (возвышающей) цели для сублимации, которая в "плоскостно"-позитивистском варианте оказывается либо хаотически-витальным актом, либо обретает вполне "технологический" смысл в системе психоаналитической практики. К философам, которые отстаивали метафизический смысл "бессознательного" и, одновременно, признавали человеческую свободу (свободу "произвола", "абсолютного выбора"), Вышеславцев в первую очередь относил Н.Гартмана. Для самого Вышеславцева обращение к бессознательному - это движение к Абсолюту, к "очевидности иррациональной глубины бытия". Без такой "возвышающей" цели человек оказывается "закованным в самом себе", "пойманным в заколдованном кругу самосознания". В конечном счете, согласно Вышеславцеву, сама человеческая свобода раскрывается в отношении к Абсолюту и есть не что иное, как "свободная зависимость".
ЛИТЕРАТУРА
Гаврюшин Н.К. Б.П.Вышеславцев и его "философия сердца". - Вопросы философии, 1990, № 4 Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович" в других словарях:

  • Вышеславцев, Борис Петрович — Борис Петрович Вышеславцев Дата рождения: 17 (30) октября 1877(1877 10 30) Место рождения: Москва, Российская империя Дата с …   Википедия

  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович — (1877 1954) религиозный философ, профессор Московского университета (1917 22). Выслан из СССР в 1922, жил в Париже. Труды по этике, истории русской философии и др. Разрешение сформулированной Н. Гартманом антиномии нравственных ценностей и… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вышеславцев Борис Петрович — (1877 1954), религиозный философ, профессор Московского университета (1917 1922). Выслан из СССР в 1922, жил в Париже. Труды по этике, истории русской философии и др. Разрешение сформулированной Н. Гартманом антиномии нравственных ценностей и… …   Энциклопедический словарь

  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович — Борис Петрович (3.10.1877, Москва 5.10.1954, Женева), рус. философ. В 1899 г. окончил юридический фак т Московского ун та, занимался адвокатурой. В 1902 г. вошел в кружок П. И. Новгородцева. После сдачи магистерских экзаменов был направлен на 2… …   Православная энциклопедия

  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович — (3(15). 10.1877, Москва 10.10.1954, Женева)    философ, публицист, литературный критик. Учился на юридическом ф те Московского ун та, по окончании к рого в 1899 г. занялся адвокатской практикой. После сдачи магистерского экзамена В. был направлен …   Русская Философия. Энциклопедия

  • Вышеславцев, Борис Петрович — Род. 1877, ум. 1954. Религиозный философ, автор трудов по этике ("Этика преображенного Эроса", 1932), истории русской философии и др. Сторонник христианского учения о "благодати". В 1917 1922 гг. профессор Московского… …   Большая биографическая энциклопедия

  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович — (1877, Москва 5.10.1954, Женева) философ, публицист, литературный критик. Учился на юридическом ф те Московского ун та, по окончании к рого в 1899 г. занялся адвокатской практикой. После сдачи магистерского экзамена В. был направлен в Германию,… …   Русская философия: словарь

  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ —         Борис Петрович (1877 1954) специалист по философии права, социальной философии, истории философии, этике, религии. Его творчество занимает видное место в рус. культурном ренессансе 20 в. В 1899 окончил юрид. ф т Моск. ун та. В 1902 В.… …   Энциклопедия культурологии

  • Вышеславцев — Вышеславцев; Вышеславцевы  дворянский род. Вышеславцев, Александр Васильевич Георгиевский кавалер; генерал майор; № 3535; 16 декабря 1821. Вышеславцев, Борис Петрович (1877 1954)  русский философ и религиозный мыслитель Вышеславцев …   Википедия

  • ВЫШЕСЛАВЦЕВ —     ВЫШЕСЛАВЦЕВ Борис Петрович [3 (15) октября 1877, Москва 10 октября 1954, Женева] русский религиозный философ, специалист по философии права, морали. Окончил юридический факультет Московского университета (1809). Ученик Новгородцева. Член… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»