“ЧИСТОЕ БЫТИЕ”

“ЧИСТОЕ БЫТИЕ”
“ЧИСТОЕ БЫТИЕ”
    “ЧИСТОЕ БЫТИЕ” (нем. reines Sein) — категория “Наукилогики” Гегеля, открывающая 1-ю главу (“Бытие”), ее 1-й раздел [“Определенность (качество)”]. Она фиксирует начальную характеристику бытия, когда оно берется в качестве лишенного каких-либо других опредеяенностей, кроме того, что оно просто бытие. От “чистого бытия” Гегель переходит к категориям “ничто” и “становление”. Однако из пропедевтического подраздела “С чего следует начинать науку?” выясняется, что вопрос о “чистом бытии” как начале “Науки логики” совпадает с проблемой начала науки, философии, логики, при чем проблема эта выступает в двух формах — исторической и логической.
    В историческом плане категория “чистое бытие” фиксирует движение мысли от тех ступеней, когда категория “бытие” только появляется в философском лексиконе как символ первоначала, противопоставляемого “ничто”, до развертывания из простого, нерасчлененного, т. е. “чистого бытия”, бытийных характеристик, превращающихся в веер взаимосвязанных понятий (“качество”, “количество”, “становление”). Гегельпишет: “Простую мысль о чистом бытии как абсолютном и как единственной истине впервые высказал Парменид, который в дошедших до нас фрагментах высказал ее с чистым воодушевлением мышления, в первый раз постигшего себя в своей абсолютной абстрактности: только бытие есть, а ничто вовсе нет. — В восточных системах, особенно в буддизме, ничто, пустота составляет, как известно, абсолютный принцип. — Глубокий мыслитель Гераклит выдвигал против указанной простой и односторонней абстракции более высокое, целокупное понятие становления...” (Наука логики, т. 1. M., 1970, с. 141). Что касается более поздних стадий истории философии, то “чистое бытие” вводится Гегелем в противовес давней, поддержанной и Кантом традиции философии и логики, согласно которой первый категориальный блок включает категории количества, качества, отношения, модальности. Гегель же начал не с количества, а с качества и его первого, одновременно простого и фундаментального категориального отношения, — “чистого бытия”.
    Определение “чистого бытия” в логической форме — это определение “начала”, как абстрактного, являющегося “чем-то всецело непосредственным”, еще не содержащим различия, отношения к другому (вот почему, в частности, нельзя начинать с количества, которое есть определенное качество). “Чистое бытие” — “бескачественное бытие”, однако “сама его неопределенность составляет его качество” (там же, с. 139); с одной стороны, как начало оно есть исторический результат работы соответствующей науки (здесь — логики), с другой — начало совершенно абстрактное, в которое еще нельзя включать ничего конкретного; это “бытие, неопределенное непосредственное, есть на деле ничто и не более и не менее, как ничто” (HegelG. W. F. Gesammelte Werke. Bd. 11. Hamb., 1986, S. 47).
    H. В. Мотрошилова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "“ЧИСТОЕ БЫТИЕ”" в других словарях:

  • «ЧИСТОЕ БЫТИЕ» — (нем. reines Sein) – категория «Науки логики» Гегеля, открывающая 1 ю главу («Бытие»), ее 1 й раздел [«Определенность (качество)»]. Она фиксирует начальную характеристику бытия, когда оно берется в качестве лишенного каких либо других… …   Философская энциклопедия

  • Чистое бытие — Чистое бытие, (бытие)  философская категория в «Науке Логики» Гегеля, безо всякого дальнейшего определения. В своей неопределенной непосредственности оно равно лишь самому себе, а также не неравно в отношении иного, не имеет никакого… …   Википедия

  • БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… …   Философская энциклопедия

  • БЫТИЕ (в философии) — БЫТИЕ, философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной опозиции… …   Энциклопедический словарь

  • Бытие — Бытие  философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как одно (см …   Википедия

  • Бытие (философия) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бытие (значения). Бытие  в самом широком значении  существование. Понятие бытия  центральное философское понятие. Бытие  предмет изучения онтологии. В более узком[прояснить]… …   Википедия

  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ — в теории познания свойство познающего субъекта не растворяться в процессе познания и оставаться субъектом также без присутствия объекта (в то время как объект без присутствия субъекта исчезает и становится «вещью»). Важнейшим следствием для себя… …   Философская энциклопедия

  • СОБЫТИЕ (со-бытие, со-бытийность) — понятие философии 20 в., введение которого в дисциплинарный оборот знаменовало осуществление кардинальных ( поворотных от нем. Kehre, по Хайдеггеру) реконструкций традиционной метафизики. Как специальный термин, центрирует на себе новаторскую… …   История Философии: Энциклопедия

  • Бытиё — Бытие  философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как одно (см …   Википедия

  • НИЧТО — категория онтологии, означающая отсутствие бытия вообще. Н. противостоит многообразию нечто, сущему, бытию. Н. является важнейшим началом др. инд. философии. В антич. философии нет строгого различения Н. и небытия, Н. в философии Платона и… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»