ТРАЙРУПЬЯ

ТРАЙРУПЬЯ
ТРАЙРУПЬЯ
    ТРАЙРУПЬЯ (санскр. trairupya — трехаспекгное) — в индийской логике правило, введенное, как считают, буддийским философом Дигнагой, призванное отделить подлинный выводной знак (линга) от мнимого (алинга). Согласно правилу трайрупья, выводной знак должен 1) содержаться в пакше, локусе или субстрате вывода (в классическом примере индийского силлогизма с огнем, выводимым по признаку дыма, поднимающегося из-за горы, пакшей является гора), 2) следовать принципу анвая (неизменного сопугствия) — во всех случаях, когда он наблюдается, неизменно сопровождаться свойствами, принадлежность которых пакше доказывается посредством вывода (дьм должен сопровождаться огнем, где бы он ни наблюдался), 3) следовать принципу вьятирека (неизменного несопутствия), т. е. не встречаться там, где нет этих свойств (там, где нет огня, не может быть и дыма). Если одно или два из этих условий не выполнены, то выводной знак будет или 1) вирудаха (противоречивым), или2) асидпха (непризнанным, неизвестным, или неустановленным), или3) сандигдха (сомнительным). Иными словами, он будет алинга, или не-знаком. Важно заметить, что линга — это объективно реальный факт, а не наше понятие о нем. В этом смысле линга следует отличать от высказывания о линга, составляющего второй член силлогизма ападешу, или основание вывода (см. Аваява). См. также Анвая-вьятирека, Анумана, Хету, Хетвабхаса.
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ТРАЙРУПЬЯ" в других словарях:

  • трайрупья — (санскр.) правило трехаспектности для среднего термина в выводе, в формулировке Дигнаги гласящее, что правильный средний термин должен: 1) быть распределен в полном объеме меньшего термина; 2) присутствовать во всех похожих случаях; 3)… …   Буддизм

  • хету — (санскр,, пали) причина, предшествующее условие; важный термин в будд. доктрине причинности и в логике. В учении о причинности X. обозначает непосредств. причину чувств. мотив поведения, определяющий накопление кармы. В логике средний термин… …   Буддизм

  • ДИГНАГА — (санскр. Dignaga) основатель школы буддийской логики. Род. близ Канчи (Юж. Индия), принадлежал вначале к «неортодоксальному» буддийскому течению ватсипутриев (допускавших, наряду с дхармами, также псевдо Я), затем покинул их, изучал в Наланде… …   Философская энциклопедия

  • ПРАШАСТАПАДА — (см. ПАДАРТХАДХАРМАСАНГРАХА) Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004. ПРАШАСТАПАДА …   Философская энциклопедия

  • АНУМАНА —     АНУМАНА (санскр. anumàna, anu mà измерять вслед за чем то или в соответствии с чем то) термин индийской логики и эпистемологии, обозначающий логический вывод, считавшийся вторым после восприятия источником достоверного познания (прамана).… …   Философская энциклопедия

  • ХЕТВАБХАСА —     ХЕТВАБХАСА (санскр. hetvдbhдsa видимость аргумента) в индийской логике мнимое основание, т. е. некий материальный факт, который по ошибке выдвигается в качестве основания логического вывода (хету). Строго говоря, хетвабхасы даже нельзя… …   Философская энциклопедия

  • ХЕТУ —     ХЕТУ (санскр. hetu импульс, мотив, основание, причина) в индийской философии обозначение побуждающих причин или логических основ явлений. В буддизме прямая причина в отличие от косвенной (pratyaya), напр. хету растения является зерно, а… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»