ТАНЬ СЫТУН

ТАНЬ СЫТУН
ТАНЬ СЫТУН
    ТАНЬ СЫТУН (Тань Фушэн) (10 марта 1865, Пекин — 28 сентября 1898, там же) — китайский философ, поэт, один из лидеров реформаторского движения кон. 19 в. Организатор “Южного общества просвещения”, руководитель Школы математики и естественных наук в г. Люян (1895), главный редактор газеты “Сянбао”. Участвовал в подготовке реформа* торами свержения дворцовой группировки противников реформ (1898). После провала заговора казнен.
    Создал утопическую философскую систему, источниками которой послужили идеи конфуцианства, некоторые буддийские концепции (в частности, Хуаянь школы) и доктрины индийской философии, а также отдельные элементы западной общественной и естественно-научной мысли, взгляды пер•. вых китайских реформаторов (Вэй Юань, Гун Цзычжэнь), Как высший авторитет почитал Конфуция, но полагал, чтоего учение необходимо “преобразовать на современный лад”. Высоко оценивал учение Чжуан-цм. Из неоконфуцианских (см. Нтконфуцианство) мыслителей выделял Ван Фучжи к Хуан Цзунси (17 в.). Считал, что многие доктрины Лао-цзы воспитали в соотечественниках безынициативность. Осуждал учение Сюнь-цзы как способствовавшее укреплению авторитарной власти, “притеснению и обузданию народа”.
    Мир в утопии Тань Сытуна представал в образе некоего абстрактного “равного” (кит. пин дэн, санкср. сама — единство “тела Будды”), что подразумевало всеобщую взаимосвязь и взаимопроницаемость явлений, отсутствие их иерархичности и, как следствие, космическое единство, всеобщее равенство. “Равное”, по Тань Сытуну, “не рождается и не умирает”, но одновременно “и рождается, и умирает”, это всеобщий мировой закон и самая совершенная ступень мирового развития. Оно телесно (материально), но по мере совершенствования мира “может стать духовным”. Более зримым и реальным воплощением “равного” является духовное “объединяющее” (тун) начало, которое проявляется через еще более конкретное “гуманное” (жэнь). Последний конфуцианский термин Тань Сытун понимал как “единство я и не-я”, “единство я с мировым телом”. “Средством объединяющего”, условием всеобщего единства служит единая субстанцияитай (эфир). Мировой прогресс представлялся Тань Сытуну восхождением к “равному”, тождеством духовности — вплоть до того, что “все живое, в т. ч. сама Земля, в конце концов расстанется со своей телесной оболочкой”.
    Переломный момент в мировоззрении Тань Сытуна совпал с поражением Китая в войне с Японией (1894—95). Вдохновляясь примером крестьянской войны тайпинов, Тань Сытун обосновывал моральное право на уничтожение тех, кто причиняет страдания народу. Он хотел видеть Китай технически оснащенным, свободным от устаревших конфуцианских моральных норм, мечтал о торжестве принципа полного равенства. Политика реформ, по Тань Сытуну, должна начаться с широкого заимствования научных достижений Запада, технического перевооружения и изменения схоластической экзаменационной системы (кэ цзюй). Социально-политические идеи Тань Сытуна были во многом противоречивы, однако содержащийся в них общедемократический потенциал оказал заметное воздействие на часть китайской революционной интеллигенции в первые десятилетия 20 в.
    Соч.: Тань Сытун цюаньцзи (Поли. собр. соч.), т. 1—2. Пекин, 1981; Избр. произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени. М., 1961; An Exposition of Benevolence: The “Jenhsuen of T'an Ssu-t'ung” (transi, by Chan Sin-wai). Hong Kong, 1984. Лит.: Тихвинский С. Л. Движение за реформы в Китае. М., 1980, Стабурова Е. Ю. Утопия Тань Сытуна.— В кн.: Китайские социальные утопии. М., 1987; Ян Чжэнвянь. Тань Сытун. Ухань, 1957; Ли Цзэхоу. Кан Ювэй, Тань Сытун сысян яньцзю (Анализ взглядов Кан Ювэя и Тань Сытуна). Шанхай, 1958.
    Е. Ю. Стабурова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ТАНЬ СЫТУН" в других словарях:

  • Тань Сытун — 谭嗣同 (10 марта 1865  28 сентября 1898)  китайский философ, поэт, общественный и государственный деятель; активный участник и жертва «100 дней реформ» императора Гуансюя. Сын генерал губернатора пров. Хубэй. Получил конфуцианское об …   Википедия

  • Тань Сытун — (1865 1898), руководитель левого крыла реформаторского движения в Китае в конце XIX в. После поражения «Ста дней реформ» казнён. * * * ТАНЬ СЫТУН ТАНЬ СЫТУН (1865 98), руководитель левого крыла реформаторского движения в Китае в кон. 19 в. После… …   Энциклопедический словарь

  • Тань Сытун — (1865—1898), руководитель левого крыла реформаторского движения в Китае в конце XIX в. После поражения «Ста дней реформ» казнён …   Большой Энциклопедический словарь

  • Тань Сытун — ТАНЬ СЫТУ́Н (1865–98), руководитель левого крыла реформаторского движения в Китае в кон. 19 в. После поражения Ста дней реформ казнён …   Биографический словарь

  • ТАНЬ СЫТУН — (1865—98), китайский поэт, философ …   Литературный энциклопедический словарь

  • эфир — ИТАЙ Эфир (транскрипция) Категория, к рой оперировали кит. мыслители кон. 19 нач. 20 в. Заимствована из европ. естеств. наук и философии, где эфир рассматривался как вещество, заполняющее пространство между молекулами, а такие явления, как свет,… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • учение о гуманности — ЖЭНЬ СЮЭ Учение о гуманности . Гл. филос. и социально политич. соч. Тань Сытуна. Наряду с Да тун шу Кан Ювэя является источником по идеологии движения за реформы (1895 8). Завершено в январе 1897. При жизни автора не публиковалось. С января 1899… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ИТАЙ — (от искаженного произношения англ. ether – эфир) – понятие единой материальной субстанции мира, вошедшее в историю кит. философии нового времени. Это понятие заменило традиц. конфуцианские категории ци, тайцзи и др. Впервые материалистич.… …   Философская энциклопедия

  • ЦИ-ОРУДИЕ — Орудие , орудийный предмет , конкретное явление , способность (ци2). Оригинальная категория классической китайской философии, совмещающая идеи орудийности и предметности. Термин ци2 первоначально обозначал ритуальные сосуды и ремесленные орудия,… …   Энциклопедия Кольера

  • ДАО — Путь ( подход , график , функция , метод , закономерность , принцип , класс , учение , теория , правда , мораль , абсолют ). Одна из важнейших категорий китайской философии. Этимологически восходит к идее главенства (шоу) в движении/поведении… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»