учение о гуманности это:

учение о гуманности
ЖЭНЬ СЮЭ "Учение о гуманности".
Гл. филос. и социально-политич. соч. Тань Сытуна. Наряду с "Да тун шу" Кан Ювэя является источником по идеологии движения за реформы (1895 - 8). Завершено в январе 1897. При жизни автора не публиковалось. С января 1899 частями печаталось в выходившей на кит. языке в г. Иокогама (Япония) газете "Цинъи бао" ("Обсуждение (проблем) Китая") и в шанхайской "Ядун шибао" ("Вост. Азия"). Впоследствии рукопись была утеряна, поэтому указ, публикации являются наиболее аутентичными, хотя и содержат немало разночтений. "Ж.с." состоит из двух разд. и 50 глав. В первом разд. очерчена картина мироздания, проецируемая на кит. об-во. Второй разд. посвящен в основном проблемам политич. устройства Китля и завершается пророчеством о высшем пределе развития человечества и мироздания.
Вынесенное в заголовок конф. понятие жэнь (2) ("гуманность") в нек-рых аспектах приближается у Тань Сытуна к неоконф. интерпретации этой категории как космич. любви, объединяющей человека с мирозданием, и соотнесено с буд. понятием "безбрежного океана истинной сущности" (кит. син хай), "всеобщей любовью" (цзянь ай) Мо Ди (4 - 3 вв. до н.э.) и "душой" в христианском понимании.
Автор часто применяет специфич. кит. приемы филос. построений, когда заключения о свойствах мира выводятся из значений и даже этимологии графич. элементов иероглифов, обозначающих филос. понятия. Последние у Тань Сытуна взаимообусловлены, взаимозаменяемы и призваны передать идею единства и постоянной прогрессивно направленной изменчивости мира. Пребывающий в состоянии покоя Китай оказывается в противоречии с "естеств. законом": "Иди - и победишь. Остановись - и погибнешь". Китайцы должны прекратить политику самоизоляции и осознать себя частью единой семьи народов: "Все эти неуместные разговоры о "закрытии", "разрыве" отношений, о "запрете" означают отказ от общения, а единств, причиной их появления является отсутствие гуманности". Экономич., политич., науч., культурные контакты помогают осуществлению всеобщей связи между людьми и потому "гуманны". Мир развивается поступательно, поэтому то, что было хорошим вчера, может оказаться бесполезным и даже вредным сегодня. Следовательно, деятельность реформаторов имеет объективный смысл.
**Тан Чжицзюнь. "Ж.с." бань бэнь тань юань (В поисках истоков первого изд. "Ж.с.") // Сюэшу юэкань. 1963. №5. См. также лит-ру к ст. Тань Сытун.
Е.Ю. Стабурова

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "учение о гуманности" в других словарях:

  • КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …   Философская энциклопедия

  • ТАНЬ СЫ-ТУН — (10 марта 1865 – 27 сент. 1898) – кит. философ и политич. деятель, лидер левого крыла движения реформаторов в конце 19 в. После реакц. переворота в 1898 он отказался бежать, считая, что репрессии должны возбудить в обществе сочувствие к делу… …   Философская энциклопедия

  • ЖЭНЬ — [древнекит. гуманность, человечность, человеколюбие, милосердие, доброта], одна из основополагающих категорий кит. философии и традиц. духовной культуры. Совмещает 3 смысловых аспекта: морально психологический «[родственную] любовь / жалость к… …   Православная энциклопедия

  • ЖЭНЬ —         (кит., букв. гуманность, человеколюбие), термин кит. философии, одно из центр. понятий конфуцианства. Не имеет эквивалента в европ. языка«, ближе всего к оригиналу значения «гуманность, человечность, человеколюбие», иногда «человеческое… …   Философская энциклопедия

  • ИТАЙ — (от искаженного произношения англ. ether – эфир) – понятие единой материальной субстанции мира, вошедшее в историю кит. философии нового времени. Это понятие заменило традиц. конфуцианские категории ци, тайцзи и др. Впервые материалистич.… …   Философская энциклопедия

  • Тань Сы-тун — (10.3.1865, Пекин, 27.9.1898, там же)         руководитель левого крыла движения за реформы в Китае в конце 19 в. (см. «Сто дней реформ»), поэт и философ. Родился в семье видного сановника. В 1896 поступил на службу в канцелярию императорского… …   Большая советская энциклопедия

  • ТАНЬ СЫ-ТУН — Тань Фу шэн, Тань Чжуан фэй, Тань Лю ян (10.III.1865 27.IX.1898), руководитель левого крыла движения за реформы в Китае в кон. 19 в. (см. Сто дней реформ ); философ. Род. в Пекине, в семье видного сановника Тань Цзи сюня. Не закончив… …   Советская историческая энциклопедия

  • эфир — ИТАЙ Эфир (транскрипция) Категория, к рой оперировали кит. мыслители кон. 19 нач. 20 в. Заимствована из европ. естеств. наук и философии, где эфир рассматривался как вещество, заполняющее пространство между молекулами, а такие явления, как свет,… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • жэнь сюэ — см. учение о гуманности …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»