“СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА”

“СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА”
“СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА”
    “СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА” (Das Wesen des Christentums) — главное сочинение Л. Фейербаха, в котором он попытался объяснить смысл христианства с позиций антропологического материализма. Опубликовано в Лейпциге в 1841. Состоит из Введения и двух частей. В 1-й части — “Истинная, т. е. антропологическая сущность религии” — Фейербах раскрывает антропологическое содержание религии. “В религии человек раздваивается в самом себе: он противопоставляет себе Бога как нечто противоположное. Бог — бесконечное, человек — конечное существо; Бог совершенен, человек несовершенен; Бог вечен, человек смертей; Бог всемогущ, человек бессилен; Бог свят, человек греховен... Тот разлад, на котором основана религия, есть разлад человека с его собственной сущностью” (Избр. философ. произв., т. II. М., 1955, с. 64). От разлада человек спасается только тем, что он “сознает, что сердце, любовь есть высшая, абсолютная сила и истина, и видит в Боге не только закон, моральную сущность и сущность разума, но гл. о. любящее, сердечное существо” (там же, с. 79). В любви выражена самая суть божества, любовь составляет и сокровенный смысл антропологической философии. Исходя из любви, Фейербах объясняет религиозные догматы, в т. ч. догмат троичности: Бог-Отец (Я) любит Бога-Сына (Ты), а третье лицо — Св. Дух — является воплощением их взаимной любви. На этой же основе объясняются другие догматы, в которых Фейербах видит выражение сердечных желаний человека. Поэтому не Бог создает человека, а человек создает Бога по своему образу и подобию.
    Во 2-й части — “Ложная, т. е. богословская сущность религии” — Фейербах видит главное противоречие религии в том, что она “есть отношение человека к своей собственной сущности — в этом заключается ее истинность и нравственная спасительная сила, — но не как к своей сущности, а как к другому, отличному от него и даже противоположному ему существу; в этом заключается ее ложь, ее ограниченность, ее противоречие разуму и нравственности, в этом — пагубный источник религиозного фанатизма”; это особенно сказывается тогда, когда религия “приобретает большую рассудочность, когда внутри религии пробуждается рефлексия о религии... одним словом, когда религия превращается в богословие” (там же, с. 233). 1лавы этой части посвящены раскрытию противоречий в бытии Бога, в откровении Божием, в умозрительном учении о Боге, в Троице, таинствах и т. д.
    Книга оказала огромное воздействие на современников. По словам Ф. Энгельса, многие из них “сразу стали фейербахианцами” (Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1953, с. 14).
    Русские переводы: П. Н. Рыбникова (под псевдонимом Фладельфа Феомахова, Лондон, 1861), В. Д. Ульриха (СПб., 1906), Ю. М. Антоновского (1926).
    Лит.: ЧупровА. С. Родовая сущность в философии Шопенгауэра и Фейербаха. Екатеринбург, 1996; Jaschke W. Feueibach und die aktuelle religionsphilosophische Diskussion. — Ludwig Feuerbach und die Philosophie der Zukunft. B., 1990, S. 113-135. См. также лит. к ст. Фейербах.
    Т.Б.Длугач

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "“СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА”" в других словарях:

  • «СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА» —         («Das Wesen des Christentums», Lpz., 1841), осн. соч. Фейербаха. Первые две главы образуют «Введение». В гл. 1 («Общая сущность человека») Фейербах усматривает суть человека в его способности понять себя в отношении к своемудругому,… …   Философская энциклопедия

  • "СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА" — (1841) – одно из осн. соч. Фейербаха. Философская Энциклопедия. В 5 х т. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960 1970 …   Философская энциклопедия

  • «СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА» — («Das Wesen des Christentums», Лейпциг, 1841) одна из осн. работ Л. Фейербаха, переведена на мн. европ. языки. Первый рус. перевод вышел в Лондоне в 1861. «С. х.» сыграла большую роль в истории материализма и атеизма. Фейербах показывает… …   Атеистический словарь

  • Сущность христианства —  ♦ (ENG essence of Christianity)    стремление раскрыть центральные, фундаментальные и наиболее существенные аспекты христианства …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ —         филос. категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность это внутр. содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление то или иное обнаружение… …   Философская энциклопедия

  • История христианства в Римской империи — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы …   Википедия

  • Миланский эдикт и превращение христианства в господствующую религию — Миланский эдикт и покровительство церкви Одним из важных событий правления Константина (306 337) был так называемый Миланский эдикт 313 г., даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • essence of Christianity —  Сущность христианства …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • ГАРНАК — ХАРНАК (Harnack) Адольф фон (1851–1930), нем. историк Церкви, богослов, представитель *либерально–протестантской школы экзегезы. Род. в Дерпте (ныне Тарту, Эстония), в семье профессора богословия. Окончив Дерптский ун–т, продолжил образование в… …   Библиологический словарь

  • ГАРНАК —         (Harnack) Адольф фон (1851 1930) нем. теолог и историограф. Образование получил в Дерпте. С 1876 проф. в Лейпциге, Гисене, Марбурге, с 1889 в Берлине. В 1903 11 президент Евангелическо социального конгресса.         Г. последователь А.… …   Энциклопедия культурологии


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»