СЕЛЛАРС

СЕЛЛАРС
СЕЛЛАРС
    СЕЛЛАРС (Sellars) Уилфрид (20 мая 1912, Анн-Энбор, США — 2 июля 1989, Питгсбург) — американский философаналитик, один из видных представителей “научного реализма”. Сын Р. В. Селларса. Под влиянием отца воспринял идеи критического реализма, затем испытал сильное воздействие логического эмпиризма Р. Карнапа. На его философские взгляды оказали влияние также идеи Ч. Пирса, оксфордской школы аналитической философии. Окончил Оксфордский университет. Профессор философии Миннесотского университета (1951—59), Питгсбургского университета (1959—63), преподавал в Йельском, Принстонском и др. американских университетах. Основатель (вместе с Г. Фейглом) и редактор журнала по аналитической философии “Philosophical Studies” (1950—74). Одной из главных проблем для Селларса было преодоление свойственного неопозитивизму разрыва между рационализмом и эмпиризмом. Причину этого разрыва Селларс усматривал в “мифе о данных”, согласно которому фундаментом знания• являются первичные “данные” ощущений, приобретаемые без всякого предварительного обучения в процессе непосредственного чувственного контакта с внешним миром. В противовес этой “догме эмпиризма” Селларс утверждает, что ощущения и восприятия становятся “данными”, лишь получая интерпретацию в рамках принятой концептуальной схемы. Существуют два типа таких схем: “каркасы” обыденного опыта и “каркасы” научных теорий. Обыденный опыт позволяет строить “феноменальную картину мира”, элементами которой являются фиктивные сущности — “объекты представлений”; научные теории — “ноуменальную картину мира”, составленную из истинных отображений реального бытия, “научных образов”. Задача аналитической философии, по Селларсу, состоит в том, чтобы выяснить возможности синтеза “феноменальной” и “ноуменальной” картин мира; решение этой задачи Селларс искал на пути натуралистического номинализма.
    Проблема истинности “научных образов” — центральный пункт противоречий в его концепции. С одной стороны, истинность научных суждений должна удостоверяться “соответствием с реальностью”, с другой — это соответствие не может быть установлено вне рамок теории, истинность которой должна быть проверена. Такая проверка, как следует из критики “мифа о данных”, не может опираться на “теоретически нейтральный” эмпирический базис. Поэтому критерием истинности теории объявляется успешность объяснения “феноменов” повседневного опыта, сама же успешность определяется прагматикой употребления научного знания и научной коммуникации. В результате “научный реализм” Селларса вынужден искать компромисс с инструментализмом и прагматизмом, гипотеза о существовании объектов реального мира становится метафизическим постулатом его доктрины. Концепцию Селларса часто называют также “экспланативистским реализмом”, за смещение центра тяжести в сторону логико-методологического анализа процессов объяснения явлений в рамках теоретических систем науки.
    Селларсу принадлежат оригинальные разработки в теории смысла и референции (“функциональная” концепция значения). Согласно его теории “концептуальных ролей”, носители языка наследуют его онтологию через механизмы культуры; эта онтология становится базой всех “интенсиональных контекстов”. Сами эти контексты анализируются с позиции Психологического номинализма; Селларс отрицает роль абстрактных объектов как существенных ингредиентов ментальных актов.
    Вслед за Пирсом он понимал развитие науки как “самокорректирующийся” процесс концептуальных изменений, т. е. непрерываемый процесс обновления знания через совершенствование объяснительных возможностей науки и преодоление ее внутренних противоречий. Мышление, по Селларсу, — нейрофизиологический процесс и в качестве такового подлежит естественнонаучному анализу (тезис “научного материализма”, который должен объяснить факты “феноменального” видения мира человеком и в конечном счете привести к замене его научной картиной мира или “синоптическому” видению. В этике Селларс защищал позиции альтруизма и либерализма.
    Соч.: Science, Perception and Reality. L., 1963; Philosophical Perspectives, III., 1967; Science and Metaphysics: ^nations on Kantian Themes. L.—N.Y, 1968; Essays in Philosophy and Its History. Dordrecht, 1974; Naturalism and Ontology. Atascadero, 1980; Pure Pragmatics and Possible Worlds. Atascadero, 1981; The Metaphysics ofEpistemology: Lectures by Wilfrid Sellars. Atascadero, 1989; Научный реализм или “миролюбивый” инструментализм? — В кн.: Структура и развитие науки. М., 1978.
    В. Н. Порус

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "СЕЛЛАРС" в других словарях:

  • СЕЛЛАРС — (Sellars) Рой Вуд (1880 1973) американский философ, один из основателей критического реализма. Главные работы: ‘Критический реализм’ (1916), ‘Эволюционный натурализм’ (1922), ‘Принципы и проблемы философии’ (1926), ‘Философия физического… …   История Философии: Энциклопедия

  • СЕЛЛАРС — (Sellars) Рой Вуд (1880 1973) американский философ, один из основателей критического реализма. Главные работы: «Эволюционный натурализм» (1922), «Философия физического реализма» (1932), «Критический реализм» (1916), «Принципы и проблемы… …   Новейший философский словарь

  • Селларс, Уилфрид — Уилфрид Селларс Wilfrid Sellars Дата рождения: 20 мая 1912(1912 05 20) Место рождения: Энн Арбор, Мичиган, США Дата смерти …   Википедия

  • СЕЛЛАРС Рой Вуд (1880-1973) — американский философ, один из основателей критического реализма. Главные работы: Критический реализм (1916), Эволюционный натурализм (1922), Принципы и проблемы философии (1926), Философия физического реализма (1932), Рефлексия над американской… …   История Философии: Энциклопедия

  • СЕЛЛАРС (SELLARS) Рой Вуд — (1880 1973) амер. философ, один из основоположников критического реализма и философского натурализма в США. Первоначально занимался эпистемологическими проблемами, прежде всего механизмами чувственного познания и трактовкой истины как… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • СЕЛЛАРС (SELLARS) Уилфрид — (1912 1995) амер. философ аналитик, представитель научного реализма. Сын Р.В. Селларса. Воспитанный отцом в духе критического реализма, С. затем испытал сильное воздействие логического эмпиризма Карнапа. На его философские взгляды оказали влияние …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • Селлерс —         Селларс (Sellars) Рой Вуд (9.7.1880, Эгмондвилл, Онтарио, Канада, 5.9. 1973, Анн Арбор, Мичиган, США), американский философ, профессор Мичиганского университета (1905 50). Один из основателей критического реализма. Утверждая символический …   Большая советская энциклопедия

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — неоднородное течение в европейской и амер. философии втор. пол. 19 пер. пол. 20 в., для которого, наряду с признанием независимой от сознания реальности, характерно подчеркивание необходимости различать объект познания и его образ в сознании. К.р …   Философская энциклопедия

  • Шоу начинается — Showtime Жанр …   Википедия

  • СЕЛЛЕРС — Селларс (Sellars) Рой Вуд (1880 1973) амер. философ. Один из основателей критического реализма. Ранняя гносеологическая концепция С. утверждавшая символический характер познания, содержала элементы агностицизма. В дальнейшем С. перешел на позиции …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»