СЕЛЛАРС это:

СЕЛЛАРС

СЕЛЛАРС
(Sellars) Рой Вуд (1880—1973) — американский философ, один из основателей критического реализма. Главные работы: ‘Критический реализм’ (1916), ‘Эволюционный натурализм’ (1922), ‘Принципы и проблемы философии’ (1926), ‘Философия физического реализма’ (1932), ‘Рефлексия над американской философией изнутри’ (1969), ‘Отвергнутые альтернативы’ (1973) и др. Собственную, в принципе материалистическую (по С., ‘реальность есть оформленная материя’), концепцию С. называл ‘эволюционным натурализмом’, отличным от теологических интерпретаций эволюционного процесса. При этом, по мысли С., фундироваться адекватные философские подходы должны ‘физическим реализмом’, согласно которому ‘все существующее существует в пространстве и времени и является или физической системой, или тем, что в экзистенциальном отношении неотделимо от нее’. ‘Реализм здравого смысла’, согласно С., весьма созвучен подлинным истинам: ‘Простой человек смотрит вовне и принимает результаты с их наличной ценностью. Чувство вещности во внешнем мире доминирует над его восприятием. Оправданная функция идеализма, поскольку он апеллирует к реальным физиологическим, логическим и психологическим фактам, — это борьба против простоватости здравого смысла... К сожалению, идеализм обычно выходит за границы этого, утверждая, что мы не можем знать физическую реальность’. Но, по мысли С., объекта познания, целиком совпадающего с чувственно данным, нет и быть не может: необходим отказ от отождествления объекта и ощущения. (По С., сознание не может выйти за пределы организма: оно существует только на основе тех или иных состояний мозга.) Процесс познания, по схеме С., структурирован и включает в себя следующие элементы: внешний материальный объект, восприятие как содержательный элемент сознания, акт отнесения второго к первому. Как полагал С., ‘целостный акт восприятия с его суждениями, категориями и различениями является наиболее элементарной единицей в познании внешнего мира’. Не оставаясь заключенным в мире данных, согласно С., можно полагать, что восприятие является ‘актом суждения, направленным вовне’. Субъект, по С., подвергает элементы физического мира собственным практическим воздействиям с целью реализации жизненного интереса: избранная вещь становится объектом познания. ‘Данные’ (или восприятия) — продукт воздействия последнего на нервную систему: субъект же посредством самых разнообразных процедур соотносит их с объектом. По мысли С., ‘в основе познания лежит воспроизведение порядка’. (‘Тот факт, что наука работает, давая нам возможность предсказывать события и контролировать окружающую среду, оправдывает нашу уверенность в том, что мы достигаем знания об окружающем мире’.) Одновременно С. отвергал теорию отражения, полагая, что ‘господствующим допущением в этой концепции является то, что содержанием физических вещей является чувственная природа. Но сама уникальность сознания как будто исключает такой взгляд’. Соответствие же знания о вещи с самой этой вещью, по С., достигается тем, что вещь правильно указана, обозначена и символизирована. (Ср.: идея ‘первичных’ и ‘вторичных’ качеств Локка.) Позже, в конце 1950-х, С. отметил, что ‘Энгельс и Ленин были совершенно правы, считая ощущения в некотором смысле отражениями вещей, и что феноменализм и идеализм заблуждались, превращая ощущения в конечный объект познания’. С. разрабатывал ‘эмерджентистскую’ концепцию ‘уровней организации’ природы, согласно которой появление качественно нового связано с динамичным переходом к ее более высоким, несводимым к низшим, уровням. Полемизируя с моделью в принципе непредсказуемой ‘эмерджентной эволюции’ С.Александера, С. подчеркивал, что ‘отрицание возможности предвидения... появилось как реакция на лапласовское признание почти априорной выводимости’. По мысли С., ‘для меня, как последовательного натуралиста, физические системы являются окончательными и я не вижу оснований постулировать экстрафизический низус такого рода, который признают Морган и Александер. Для меня природа внутренне динамична. Я выразил бы это, сказав, что... причинность есть ‘прогрессивное движение’ физических систем’. (Т.е., в отличие от схемы С.Александера, у С. эволюционирует не пространство-время, а та или иная, вполне конкретная физическая система.) В этике С. подчеркивал исторический и социально обусловленный характер моральных оценок и антиэкстремистских нравственных ценностей: ‘рациональная эволюция всегда лучше, чем нарушение жизненного процесса и революция’.

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. . 2002.

Смотреть что такое "СЕЛЛАРС" в других словарях:

  • СЕЛЛАРС —     СЕЛЛАРС (Sellars) Уилфрид (20 мая 1912, Анн Энбор, США 2 июля 1989, Питгсбург) американский философаналитик, один из видных представителей “научного реализма”. Сын Р. В. Селларса. Под влиянием отца воспринял идеи критического реализма, затем… …   Философская энциклопедия

  • СЕЛЛАРС — (Sellars) Рой Вуд (1880 1973) американский философ, один из основателей критического реализма. Главные работы: «Эволюционный натурализм» (1922), «Философия физического реализма» (1932), «Критический реализм» (1916), «Принципы и проблемы… …   Новейший философский словарь

  • Селларс, Уилфрид — Уилфрид Селларс Wilfrid Sellars Дата рождения: 20 мая 1912(1912 05 20) Место рождения: Энн Арбор, Мичиган, США Дата смерти …   Википедия

  • СЕЛЛАРС Рой Вуд (1880-1973) — американский философ, один из основателей критического реализма. Главные работы: Критический реализм (1916), Эволюционный натурализм (1922), Принципы и проблемы философии (1926), Философия физического реализма (1932), Рефлексия над американской… …   История Философии: Энциклопедия

  • СЕЛЛАРС (SELLARS) Рой Вуд — (1880 1973) амер. философ, один из основоположников критического реализма и философского натурализма в США. Первоначально занимался эпистемологическими проблемами, прежде всего механизмами чувственного познания и трактовкой истины как… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • СЕЛЛАРС (SELLARS) Уилфрид — (1912 1995) амер. философ аналитик, представитель научного реализма. Сын Р.В. Селларса. Воспитанный отцом в духе критического реализма, С. затем испытал сильное воздействие логического эмпиризма Карнапа. На его философские взгляды оказали влияние …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • Селлерс —         Селларс (Sellars) Рой Вуд (9.7.1880, Эгмондвилл, Онтарио, Канада, 5.9. 1973, Анн Арбор, Мичиган, США), американский философ, профессор Мичиганского университета (1905 50). Один из основателей критического реализма. Утверждая символический …   Большая советская энциклопедия

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — неоднородное течение в европейской и амер. философии втор. пол. 19 пер. пол. 20 в., для которого, наряду с признанием независимой от сознания реальности, характерно подчеркивание необходимости различать объект познания и его образ в сознании. К.р …   Философская энциклопедия

  • Шоу начинается — Showtime Жанр …   Википедия

  • СЕЛЛЕРС — Селларс (Sellars) Рой Вуд (1880 1973) амер. философ. Один из основателей критического реализма. Ранняя гносеологическая концепция С. утверждавшая символический характер познания, содержала элементы агностицизма. В дальнейшем С. перешел на позиции …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»