ПАРИНАМА-ВАДА

ПАРИНАМА-ВАДА
ПАРИНАМА-ВАДА
    ПАРИНАМА-ВАДА (санскр. parinдmavдda — учение об изменении) —разновидность доктрины предсуществования следствия в причине (саткарья-вада), согласно которой причина реально, а не иллюзорно модифицируется в свои, изначально заложенные в ней следствия (“трансформизм”). Паринама-вада была разработана еще в доклассической санкхье, но окончательно эксплицирована в “Сшкхья-карике”: первоматерия Пракрита трансформируется в многообразие мировых феноменов, подобно единой воде, превращающейся в разнообразные соки растений в соответствии с мерой преобладания той или иной гуны (ст. 16), и эти же “пропорции” трех гун определяют многообразие функций индрий — способностей восприятия и действия (ст. 27). У Парамартхи дифференцируются два типа причинно-следственных отношений: когда причина не претерпевает никаких изменений (родители, порождающие сына) и когда сама “превращается” (молоко, превращающееся в сливки); уточняется, что причинность Пракрити относится ко второму. Автор “Юктидипики” различает два типа активности: простой — функционирование пяти пран и трансформационный — когда космическое начало интеллект-буддхи изменяется в эготизм-аханкару и т. д. Второй тип и соответствует паринама-ваде. Коротко говоря, паринама-вада санкхьяиков означает такую картину мира, при которой на самом деле существует только одна “вещь” — сама Первоматерия, принимающая неисчислимые образы феноменального мира, и помимо нее нет иной, но ее превращения в эти феномены действительны. В этом и состоит отличие паринама-вады от иллюзионистской доктрины адвайта-ведантистов — виварта-вады (вторая разновидность саткарья-вады), по которой также существует только одна “вещь” — Брахман, но его превращения суть лишь кажимость, результат активности Незнания. Неадвайтистские школы веданты в значительной мере вернулись к паринамаваде санкхьяиков.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ПАРИНАМА-ВАДА" в других словарях:

  • Саткарья-вада — (санскр. सत्कार्यवाद, satkāryavāda IAST, «учение о предсуществовании следствия [в причине]»)  теория причинности в индийской философии, согласно которой следствие заключено в причине[1]. Согласно этой модели, следствие не возникает из ничего …   Википедия

  • САТКАРЬЯ-ВАДА —     САТКАРЬЯ ВАДА (санскр. satkäryaväda учение о предсуществовании следствия [в причине]) доктрина причинности в индийской философии, противостоящая асаткарьяваде (учению о непредсуществовании следствия [в причине]). Саткарья вада утверждает, что …   Философская энциклопедия

  • ВИВАРТА-ВАДА —     ВИВАРТА ВАДА (санскр. vivarta vàda учение о видимости) концепция причинности, выдвинутая в адвайтаведанте Шанкары. Считается одним из вариантов саткарья аады (букв. учение о реальности следствия), т.е. учения о том, что следствие уже… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • Гендерная принадлежность Бога в индуизме — Статья по тематике Индуизм История · Пантеон Направ …   Википедия

  • Радха-Кришна — Кришнаизм Международное общество сознания Кришны Ачарьи самп …   Википедия

  • ПРАКРИТИ —         (санскр.), в др. инд. мысли первонач. субстанция, природные условия чего либо, материальная основа и первопричина мира объектов. П. вечна, вездесуща, несводима к к. л. конкретным элементам (напр., к атомам земли, воды и т. п.), которые… …   Философская энциклопедия

  • ВЬЯКТА-АВЬЯКТА —     ВЬЯКТА АВЬЯКТА (санскр. vyakta avyakta проявленное непроявленное) важнейшая парадигма индийской философской мысли, приблизительно соответствующая оппозиции феноменального и ноуменального. Проявленный и непроявленный уровни различаются в… …   Философская энциклопедия

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА —         (санскр. адвайта недвойственность), др. инд. религ. филос. направление, разновидность веданты, характеризующаяся последоват. монизмом. Важнейший представитель Шанкара (кон. 8 9 вв.). Брахман, бог, выступает в А. в. в качестве единой и… …   Философская энциклопедия

  • САНКХЬЯ —         (санскр., букв. число, перечисление, расчёт), одна из шести др. инд. ортодоксальных (брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»