ОПТИМИЗМ

ОПТИМИЗМ
ОПТИМИЗМ
(от лат. optimus — наилучший) — один из двух основных видов восприятия мира, выражающий позитивное, доверительное отношение к нему; противостоит пессимизму. В обыденном понимании — это склонность видеть и подчеркивать во всех жизненных событиях положительные стороны, не впадать в уныние из-за неурядиц, верить в успех, в счастливый исход любого начинания и конечное благополучие.
В филос. умозрении следует отличать гносеологический О., считающий мир целиком поддающимся познанию, и О. этический, основными чертами которого является указание на действенность добра и бессилие зла, убеждение в окончательном торжестве добра над злом, справедливости над несправедливостью, разума над хаосом. Для религиозно-метафизического О. характерна онтологизация добра, вера во вселюбящего, всеблагого Бога или в могущество мирового Разума (Логоса), чьи проявления вносят в мир созидающее и светлое начало. В деистических, секулярных, по преимуществу рационалистических, филос. системах О. опирается не на веру в Божественный Промысел, а на веру в способность человека поступать согласно его природе или его разуму. При этом всякого рода «метафизические допущения» считаются ненужными и даже вредными, ибо сковывают свободную волю индивида.
Для античности нельзя провести строгого разделения мировоззрений на оптимистические и пессимистические. Мир, где властвует судьба и все изменения происходят по ее воле, воспринимался греками целостно, без явного неприятия к.-л. его явлений и без явного преобладания унылых или радостных настроений. Христианская философия, напротив, строго отделила оптимистические и пессимистические мотивы, которые диалектически сочетаются в ней. Хотя она и наполнена трагическими переживаниями падения человека и мира в бездну греха, но постоянно подчеркивает свой радостный, оптимистический пафос. Это выражается в евангельских представлениях о божественном начале, живущем даже в самой заблудшей душе, о возможной победе человека над смертью, благодаря искупительной жертве Богочеловека, о преображении твари и о торжестве Царствия Божьего. Оптимистический пафос характерен для эпохи Возрождения, где появляются представления о непрерывном развитии и накоплении знания (Г. Галилей), о неограниченных возможностях человека в постижении мира. Стремление мыслителей Ренессанса проникнуть в тайну творения привело в Новое время к идее возможного достижения человеческим разумом божественного всеведения. В системах Р. Декарта, Б. Спинозы, Г.В. Лейбница, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля разум, не замутненный волевым началом, признается совершенным мерилом жизни. Радикальным метафизическим О. отличается философия Лейбница, согласно которой наш мир есть наилучший, ибо Бог при творении держал в уме бесконечное число возможных миров и, в силу своей абсолютно доброй воли, остановился на наилучшем варианте. В философии Просвещения, а также в позитивизме светский этический О. достигает своей вершины. Идея прогресса в знании распространяется на социальную сферу (А.Р.Ж. Тюрго, М.Ж.А. Кондорсе), и отныне считается, что человечество движется от менее совершенных форм общества к более совершенным. На деятельном преобразовании реальности и прорыве к справедливому социуму настаивали социалисты-утописты (К.А. Сен-Симон, Ш. Фурье) и марксизм, видевший завершение мировой истории в построении коммунизма — формации, где люди смогут освободиться от вековой экономической зависимости и разовьют все творческие способности.
Философия 20 в. в свете мировых войн и революционных потрясений была вынуждена внести коррективы в оптимическое мировоззрение. Экзистенциализм говорит об абсурдности жизни (А. Камю), о «страхе», «тревоге», «покинутости» (Ж.П. Сартр, П. Тиллих), о «заботе» (М. Хайдеггер), которые стали основными настроениями эпохи. Но человек не должен впадать в отчаяние, напротив, в условиях, когда пошатнулись метафизические ценности, он получает «абсолютную свободу» (Сартр) и должен утверждать идеалы милосердия и гуманизма.
В современном мире оптимистическая вера в неограниченные возможности науки, техники, в прогресс общества и в благотворное влияние на человеческие качества политико-правовых ин-тов, хотя существенно подорвана мировыми войнами и революциями, остается одним из самых влиятельных умонастроений.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

ОПТИМИЗМ
(от лат. optimus – наилучший)
в отличие от пессимизма такое восприятие жизни или настроение, которое отмечает в вещах и явлениях их лучшие стороны и вообще надеется на благоприятный исход, веря в непрерывный прогресс. Оптимизм религиозно-метафизического порядка – это убеждение в том, что наш мир таков, каков он есть при существующих обстоятельствах, что он является лучшим из всех возможных миров, что при этом все действительное разумно, подчинено разуму. Такого рода оптимизм мы находим у Платона, стоиков, рационалистов, с их уверенностью в безграничных силах рассудка и познания, в философии просветителей, Лейбница (в его «Теодицее», 1710) и в философии Гегеля (с его панлогизмом) и т. д. (см. Перфекционизм). Для пессимиста Шопенгауэра оптимизм является «гнусным» способом мышления; пессимист Э. Гартман мыслит более умеренно: бездеятельный оптимизм ведет к квиентизму, а оптимизм, связанный с действием, – к активности. Ницше, несмотря на трагический характер его философии, требует такого утверждения жизни и бытия, которое оставалось бы посюсторонним по отношению и к оптимизму, и к пессимизму.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Антонимы:

Полезное


Смотреть что такое "ОПТИМИЗМ" в других словарях:

  • ОПТИМИЗМ — (от лат. optimus прекрасный, с греч. окончанием). Философское учение Лейбница, который смотрел на мир, как на творение, лучше которого нельзя себе вообразить. Вообще наклонность видеть все в лучшем свете, в противоположность пессимизму. Словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Оптимизм —  Оптимизм  ♦ Optimisme    Встречаются оптимист и пессимист. «Все так плохо, так плохо, – сетует пессимист. – Хуже и быть не может!» – «Может, может!» – откликается оптимист. Так бывает ли оптимизм, который в конечном счете опровергает пессимизм?… …   Философский словарь Спонвиля

  • оптимизм — см. жизнерадостность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. оптимизм сущ. • жизнерадос …   Словарь синонимов

  • ОПТИМИЗМ — ОПТИМИЗМ, оптимизма, мн. нет, муж. (от лат. optimus лучший) (научн.). 1. Философское воззрение, считающее, что развитие жизни идет по пути совершенствования, и утверждающее преобладание в мире добра над злом; ант. пессимизм (филос.).… …   Толковый словарь Ушакова

  • оптимизм — а, м. optimisme m. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при котором человек верит в светлое будущее, в успех. БАС 1. Оптимисм, то есть наилучший свет, состоящий в продолжении истории Кандида. 1779. Переводчик Иван Гурьев. Назв. кн. // Сл. рус.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • оптимизм —     ОПТИМИЗМ, жизнелюбие, жизнерадостность, оптимистичность     ОПТИМИСТ, жизнелюб, жизнелюбец     ОПТИМИСТИЧНЫЙ, жизнелюбивый, жизнерадостный, жизнеутверждающий …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ОПТИМИЗМ — (от латинского optimus наилучший), представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро. Первоначально термин использовался для характеристики учения Г.В. Лейбница о существующем мире как наилучшем из возможных.… …   Современная энциклопедия

  • ОПТИМИЗМ — (от лат. optimus наилучший) представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро. Термин введен для характеристики учения Г. В. Лейбница о существующем мире как наилучшем из возможных. Противоположность оптимизма пессимизм …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОПТИМИЗМ — ОПТИМИЗМ, а, муж. Бодрое и жизнерадостное мироощущение, при к ром человек во всём видит светлые стороны, верит в будущее, в успех, в то, что в мире господствует положительное начало, добро; противоп. пессимизм. Здоровый о. | прил. оптимистический …   Толковый словарь Ожегова

  • Оптимизм — (от лат. optimas наилучший) воззрение, по которомусуществующий есть лучший из возможных и все в нем совершающее ведет кдобру. Принципиально О. требуется учением о Боге, как Всеблагом,Премудром и Всемогущем Творце и Промыслителе мира. Доказать О.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»