МАМАРДАШВИЛИ

МАМАРДАШВИЛИ
МАМАРДАШВИЛИ
    МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович (15 сентября 1930, Гори — 25 ноября 1990, Москва) — философ, специалист по философии сознания и истории философии. Окончил философский ф-т МГУ (1954). После окончания аспирантуры (1957) работает в редакции журнала “ВФ”, где публикуются его первые статьи (“Процессы анализа и синтеза” и “Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания”). В 1961 командируется в Прагу в журнал “Проблемы мира и социализма”. Позже, с 1966 он работает в академических институтах Москвы (в Институте международного рабочего движения и в ИИЕТ), а также читает лекции на психологическом факультете МГУ, в Институте кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР, в др. городах (Рига, Вильнюс, Ростов-на-Дону, Тбилиси). Эти лекции или беседы, как он их называл, и составляют основу его творческого наследия. В 1970 в Тбилиси он защитил докторскую диссертацию “Формы и содержание мышления”, в 1972 получает звание профессора. В эти же годы он занимает должность зам. гл. ред. журнала “ВФ” (1968—74). С 1980 работает в Институте философии АН Грузии. При жизни были изданы всего три книги: “Формы и содержание мышления. К критике гегелевского учения о формах познания” (М., 1968); “Классический и неклассический идеалы рациональности” (Тбилиси, 1984); “Какя понимаю философию” (М., 1990). Все остальное — и прежде всего многочисленные курсы его лекций (о Декарте, Канте, Марселе Прусте, античной и современной философии) — в “архиве” и лишь в наши дни начали издаваться. По отзывам слушателей он был великий мастер импровизации и мудрой философской беседы. Это был органичный для него жанр — устной беседы, размышления вслух, особенно в аудитории. Изданием наследия Мамардашвили занимается специально созданный Фонд его имени. В рамках Фонда выходят материалы Философских чтений, посвященных памяти Мамардашвили. Начав профессиональный путь с изучения истории философии и внимательного чтения работ Маркса, он формулирует в 70-е годы центральную идею своей философии: свободного явления или события мысли, случающегося в любой сфере человеческой жизнедеятельности (“К пространственно-временной феноменологии событий знания”. — “ВФ”, 1994, № 1). Эта идея выдвинута им как зашита трансцендентальных оснований европейской культуры, выявленных в свое время Декартом и Кантом. Считая, что “реальность входит в мир трансцендентально”, он вслед за Кантом обращает внимание на априорные условия жизненного опыта человека, подчеркивая, что мы не можем мыслить произвольно и по желанию приращивать знания к уже имеющемуся знанию, потому что жизненное время дискретно. Но при этом как бы сдвигает свой анализ духовного опыта личности с проблемы метафизического априори на проблему, как он выражается, “метафизического апостериори”, т. е. на сам факт события мысли. В дальнейшем этот подход получит развернутое обоснование в его публичных лекциях о Декарте и Канте, а затем — уже на материале искусства — в обширном цикле лекций о романе Пруста “В поисках утраченного времени”. Задача философа (как и ученого, писателя, художника) состоит не только в том, чтобы мыслить самому, но и давать возможность думать и мыслить другим. Идея произведения как “органа жизни”, способного порождать новые мысли и чувства, и раскрытие условий, при которых это возможно, станут с этого времени определяющими для его творчества. Согласно Мамардашвили, акт философской рефлексии в качестве предпосылки или условия возможного опытного познания уже заключен внутри специально-научного знания. Первопонятие (напр., сознание, свобода, бытие), дуализм “души” и “тела” — не опытная истина, а плодотворные тавтологии, которые открывают возможность грамотного рассуждения. Размышления об ощущении жизни, об исходных первопонятиях и составляют предмет его лекций, его натуральной философии.
    Соч.: К проблеме метода истории философии. — “ВФ”, 1965, № 6; Анализ сознания в работах Маркса. — Там же, 1968, № 6; Формы и содержание мышления. М., 1968; Классическая и современная философия (в соавт.). М., 1972; Проблема объективного метода в психологии (в соавт. с В. П. Зинченко). — “ВФ”, 1977, № 7; Символ и сознание (в соавт.). Иерусалим, 1982; Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984; Картезианские размышления (январь 1981). М., 1993; Лекции о Прусте. М., 1995; Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. М., 1996; Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М., 1996; Психологическая топология пути. М. Пруст “В поисках утраченного времени”. Тбилиси, 1996 (переиздана в СПб. — 1997); Лекции по античной философии, М., 1997; Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке (в соавт. с А. М. Пятигорским). М., 1997 (дополи, и перераб. изд. кн., вышедшей в Иерусалиме в 1984); Кантианские вариации. М., 1997; Эстетика мышления. М., 1999; Современная европейская философия. XX век. М., 1999. Лит.: Конгениальность мысли. М., 1994; Встречи с Декартом. М., 1996; Произведенное и названное. М., 1998.
    Ю. П. Сенокосов
    ΜΑΗ (Man) Польде (6 декабря 1919, Антверпен — 21 декабря 1983) — американский литературовед и философ. Получил образование в Брюссельском свободном университете, доктор философии Гарвардского университета (1960); преподавал в университете Джона Гопкинса, а также в Цюрихском, Κορι гельском, Йельском университетах. Испытал влияние Батая, М. Бланшо, М. Хайдеггера, Ж. П. Сартра, Г. Башляра. Предмет исследования — риторика литературной критики. Идея интенциональной риторики, разработанная в духе теории деконструкции, формируется как реакция на риторическую направленность позднего структурализма и в связи с переоценкой принципов поэзии романтизма. По Ману, романтическая апология символа, обычно отождествляемая с идеалистическим монизмом, скрывает в себе ошибку смешения символа аллегории, которую допускают и поэты, и их критики. Именно аллегория, троп, третируемый романтиками, создает целостность романтического произведения. Однако ирония романтиков подрывает основу целостности, результатом чего оказывается предпочтение ими символа, а это не что иное, как искажение приема. Риторика в романтической традиции теряет нормативный, или описательный характер. Современная риторика, по Ману — это одновременно учение об убеждении и учение о тропах, разоблачение приемов убеждения, разубеждение. Содержащееся в ранних работах Ницше описание риторики как самоиронии стоит в центре той версии деконструкции, которую разрабатывает Ман. Литературная критика тоже действует на риторическом уровне языка. Поэтому современная литературная критика занята переоценкой письма, переписыванием, а не увязыванием письма с его особенной направленностью. Вот почему критика переживает кризис, а толкования литературы, сопоставляющие ее с внешними явлениями, порождены стремлением избежать кризиса. В основе критики лежит пересказ, требующий мастерского чтения и основанный на принципе пропуска: пропускается непонятное. Взаимодействие пропусков, делаемых автором, критиком и читателем, противостоит желаемому (оценке) во имя действительного — текста, который “сбывается, саморазрушаясь”.
    Соч.: Аллегории чтения. Екатеринбург, 1999; Blindness and Insight.
    Minneapolis, 1983; Allegories of Reading. New Haven, 1979; The
    Rhetoric of Romanticism. N.Y, 1984; Aesthetic Ideology, Minneapolis, 1987.
    Лит.: (Dis) continuités: Essays on .Paul de Man. Amst., 1989.
    С. А. Никитин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "МАМАРДАШВИЛИ" в других словарях:

  • Мамардашвили — Мамардашвили, Мераб Константинович Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930(19300915) Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смер …   Википедия

  • МАМАРДАШВИЛИ — Мераб Константинович (1930 90), философ. Учился и работал в Москве, профессор (с 1972); с 1980 в Грузии. Сократический характер философствования Мамардашвили наиболее полно отразился в его многочисленных лекциях (в т. ч. о Р. Декарте, И. Канте, М …   Русская история

  • МАМАРДАШВИЛИ — Мераб (1930 1990) грузинский и российский философ. Работал в редакциях журналов «Вопросы философии» и «Проблемы мира и социализма» (Прага), в Институте международного рабочего движения. В 1968 1974 зам. главного редактора журнала «Вопросы… …   Новейший философский словарь

  • Мамардашвили М. — Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930 Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера: Выдающийся Советский философ, исследователь философии языка и сознания …   Википедия

  • Мамардашвили М. К. — Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930 Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера: Выдающийся Советский философ, исследователь философии языка и сознания …   Википедия

  • МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович — (15 сентября 1930, г. Гори, Грузия 25 ноября 1990, Москва), грузинский философ. Отец будущего философа был военным, а мать Ксения Платоновна происходила из дворянского рода Гарсеванашвили. Мамардашвили учился на философском факультете Московского …   Энциклопедический словарь

  • МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович — (1930 90) российский философ. Учился и работал в Москве, профессор (с 1972); с 1980 в Грузии. Сократический характер философствования Мамардашвили наиболее полно отразился в его многочисленных лекциях (в т. ч. о Декарте, И. Канте, М. Прусте,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • МАМАРДАШВИЛИ МЕРАБ — (1930 1990) грузинский и российский философ. Работал в редакциях журналов ‘Вопросы философии’ и ‘Проблемы мира и социализма’ (Прага), в Институте международного рабочего движения. В 1968 1974 заместитель главного редактора журнала ‘Вопросы… …   История Философии: Энциклопедия

  • МАМАРДАШВИЛИ Мераб Константинович — (1930 1990) российский философ, сыгравший в 1960 1980 гг. большую роль в возрождении филос. жизни и филос. климата в стране. М. мало издавался при жизни, но часто выступал с курсами лекций по актуальным проблемам философии в МГУ, во ВГИКе, в Ин… …   Философская энциклопедия

  • МАМАРДАШВИЛИ МЕРАБ КОНСТАНТИНОВИЧ — (1930 1990) философ, большую часть жизни проведший в России, получивший на Западе имя «Грузинский Сократ». М. говорил, что «философия это сознание вслух». Его лекции о Декарте, Канте, Прусте и изданные на их основе книги (в обработке Ю. П.… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»