КАНДИНСКИЙ

КАНДИНСКИЙ
КАНДИНСКИЙ
    КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич [4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа] — русский художник, один из основоположников и главный теоретик абстрактного искусства (см. Авангард). С 1921 жил за грающей (Германия, Франция). Художественно-эстетическая теория Кандинского сформировалась в атмосфере духовных, в частности теософских, антропософских и символистских исканий начала 20 в. Основные идеи его эстетики изложены в книгах “О духовном в искусстве” (1911), “Ступени” (1-е немецкое издание — под названием Rückblicke, 1913), “Точка и линия на плоскости” (1926) и в многочисленных статьях.
    Художник, по Кандинскому, — пророк и деятель, тянущий вперед и вверх “застрявшую повозку человечества”. Его цель — выразить в художественной форме объективно существующее Духовное, в нем живет непреодолимое “желание самовыражения объективного”, которое Кандинский называет “внутренней необходимостью”. Она основывается на внесознательном стремлении художника выразить то, что свойственно 1) личности самого художника, 2) его эпохе, 3) искусству вообще — “элемент чисто и вечно художественного”. Только этот “элемент” не утрачивает своего значения в процессе исторического бытия произведения искусства, его значимость постоянно возрастает. Он и составляет главное содержание искусства.
    Прекрасным в искусстве Кандинский считал все то, что “вызвано внутренней необходимостью”, что “совершенствует и обогащает душу”, возбуждает ее “вибрации”. Художник свободен в выборе форм и средств выражения. Единственный его руководитель и судья — “принцип внутренней необходимости”, или художественное чувство. Современное искусство предоставляет художнику неограниченные возможности выражения — от “чистого реализма” до “чистой абстракции”. Сам Кандинский, обладавший обостренным художественным чувством цвета и формы, был увлечен перспективами гармонизации цветов, создания цвето-ритмических колористических симфоний, выражавших движение космических сил. Опираясь на “Учение о цвете” Гёте, его идею “генерал-баса” в живописи, а также на опыты с цветомузыкой Скрябина, Кандинский разрабатывал свою, во многом субъективную, теорию эстетической значимости цвета, формы, линии в живописи, особое внимание уделял синестезическому и символическому значению цвета; выдвинул идею о принципиальной возможности создания “живописного контрапункта”. Не отрицая предметной живописи (он высоко ценил Россетти, Бёклина, Сегантини, Сезанна, Матисса, Пикассо), Кандинский полагал, что изображение реальных предметов, сильно воздействуя на психику зрителя самим подобием видимым формам, заглушает собственно эстетическое звучание цвета и формы. Освобождение живописи от природных и предметных форм очищает ее от всего постороннего, “внеживописного”. Начиная с 1910 Кандинский создавал в основном чисто абстрактные полоша, называя их “Импровизациями”, если они возникали на эмоционально-бессознательной основе, и “Композициями”, когда в их создании участвовал разум. В своем творчестве Кандинский прошел несколько этапов — от напряженных динамически-драматических цветовых симфоний (1910—20-е гг.) через точно выверенные геометризованные абстракции к фантастическим мирам своеобразных как бы органических форм, подобных биоформам микромира.
    Соч.: О духовном в искусстве. N. У, 1967; Über das Geistige in der Kunst. Miinch., 1912; Bern, 1952; Rückblicke. B., 1913; Punkt und Linie zu Fläche. Beitrag zur Analyse der malerischen Elemente. Miinch., 1926; Bern, 1973; Essays über Kunst und Künstler. Bern, 1955; Gesammelte Schriften, Bd l. Bern, 1980.
    Лит.: Василий Васильевич Кандинский. 1866—1944. Каталог выставки. Живопись. Графика. Прикладное искусство. Л„ 1989; Бычков В. В. Духовное как эстетическое credo Василия Кандинского.— “Литературное обозрение”, 1992, №3/4, с. 79—87; СарабьяновД. В., Лвтономова Н. Б. Василий Кандинский. Путь художника. Художник и время. М., 1994; Многогранный мир Кандинского. М., 1998; Grohman W. ^^àssily Kandinsky. Leben und Wirk, Köln. 1958; Washington LongR. C. Kandinsky. xf., 1980; Bccks-Malomy U. Wassily Kandinsky. 1866-1944. Aufbruch zur Abstraktion, Köln, 1993.
    В. В, Бычков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

См. также в других словарях:

  • Кандинский — Василий Васильевич (1866 1944) Русский художник, с 1921г. постоянно живший за рубежом, один из основоположников и главный теоретик абстрактного искусства (см.: Авангард). Художественно эстетическая теория Кандинского сформировалась в атмосфере в …   Энциклопедия культурологии

  • КАНДИНСКИЙ — Виктор Хрисанфович (1849 89), российский психиатр. Дал классическое определение псевдогаллюцинаций. Труды по проблемам психопатии, применению трудотерапии …   Современная энциклопедия

  • Кандинский — Сибирская фамилия, от названий рек Конда (приток Иртыша) и Конда (приток Витима). А вместо о в первом слоге фамилии под влиянием аканья. (Ф). (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»)) …   Русские фамилии

  • КАНДИНСКИЙ — Василий Васильевич (1866 1944), живописец и график. Жил в Санкт Петербурге и Москве. В 1907 14 и с 1921 в Германии и Франции. Один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на …   Русская история

  • Кандинский — (Виктор Хрисанфович) 1849 89) врач психиатр. Окончилкурс в московском университете в 1872 г., затем служил некоторое времяво флоте, а с 1881 г. до конца жизни состоял ординатором больницы св.Николая Чудотворца в СПб. Получил глубокое философское… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • КАНДИНСКИЙ — Виктор Хрисанфович (1849 89), видный психиатр. Окончил курс tB Моск. ун те (1872) и после нескольких лет службы во флоте до самой смерти занимал должность ординатора психиа трическ. больницы получил мировую известность как автор, впервые… …   Большая медицинская энциклопедия

  • Кандинский — Василий Васильевич (1866, Москва – 1944, Нёйи сюр Сен, близ Парижа), русский живописец, график, педагог, общественный деятель; один из основоположников абстракционизма. Происходил из семьи нерчинских купцов. В 1885–93 гг. с перерывами учился на… …   Художественная энциклопедия

  • Кандинский — Василий Васильевич (Kandinsky, Wassily) 1866, Москва 1944, Нёйи сюр Сен, близ Парижа. Художник русского происхождения, работавший в Германии, России… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Кандинский — I Кандинский         Василий Васильевич [4(16).12.1866, Москва, 13.12.1944, Нёйи сюр Сен, близ Парижа], русский живописец, один из основоположников абстрактного искусства (См. Абстрактное искусство). Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе (1897 98) и в …   Большая советская энциклопедия

  • Кандинский — Кандинский  сибирская фамилия[1]; образована от названий рек Кондá (приток Иртыша) или Кóнда (приток Витима)[1]. Известные носители Кандинский, Василий Васильевич (1866 1944)  русский живописец, график и теоретик изобразительного… …   Википедия

Книги

  • Кандинский, Бенех Э.. "Живопись должна звучать и освещать внутренним светом".Василий Кандинский Это роскошное издание посвящено творчеству Василия Кандинского, основоположника абстрактного искусства. Ранее не… Подробнее  Купить за 6127 руб
  • Кандинский, Дюхтинг Хайо. Василий Кандинский — живописец, график и теоретик изобразительного искусства. Один из основоположников абстракционизма, Кандинский изменил представление общественности об искусстве.В его… Подробнее  Купить за 800 руб
  • Кандинский, Хайо Дюхтинг. Василий Кандинский — живописец, график и теоретик изобразительного искусства. Один из основоположников абстракционизма, Кандинский изменил представление общественности об искусстве. В его… Подробнее  Купить за 792 руб
Другие книги по запросу «КАНДИНСКИЙ» >>

Фильмы

  • По следам Русского Авангарда., 2005 — Об истории русского авангарда со времен Казимира Малевича до наших дней, попытка исследовать его воплощение в современной действительности.

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»