КАНЕТТИ


КАНЕТТИ
КАНЕТТИ
    КАНЕТТИ (Canetti) Элиас [25 июля 1905, Рущук (Русса), Австро-Венгрия — 13 августа 1994, Цюрих] — австрийский писатель, драматург, социальный мыслитель. Лауреат многих литературных премий, в т. ч. Нобелевской премии (1981). Родился в семье испанских евреев. Жил в Манчестере, учился в Цюрихе, Франкфурте; изучал естественные науки в Венском университете. В 1938 после присоединения Австрии к нацистской Германии переехал в Лондон, где оставался до конца своих дней. Писал на немецком языке. Автор нескольких романов, пьес, мемуарных и публицистических книг, сборников афоризмов. В художественном творчестве близок К. Краусу, Г Броху, Ф. Кафке.
    Главное социально-философское произведение— трактат “Масса и власть” (Masse und Macht, 1960), в котором получила оригинальное освещение тема, поднимавшаяся ранее Ницше, Лебоном, Ортегой-и-Гассетом, Фрейдом. По Канетти, исходный феномен массы, понимаемой как целостное существо со своими закономерностями возникновения, существования и распада, — преодоление страха перед прикосновением. Человек страшится и избегает прикосновений других людей, старается держаться от них на некотором отдалении (социальные дистанции, системы статусов — одна из форм такого дистанцирования). В массе, где один человек равен другому, страх снимается, все дистанции ликвидируются, происходит психологическая разрядка. Изначальный феномен власти — выживание (das Überleben). Властитель — это тот, кто выживает, когда другие гибнут (архетип властителя — герой, стоящий над трупами павших, причем не важно, кто эти павшие — уничтоженные им враги или погибшие друзья, союзники и т. д.; в счет идет лишь выживание). Чем больше тех, кого он пережил, тем величественнее, “богоравное” властитель. Подлинные властители всегда остро чувствуют эту закономерность, власть воздвигает себя на грудах мертвых тел, как в фигуральном, так и в прямом смысле. Масса есть предпосылка и фундамент власти, а основное орудие в управлении ею — угроза гибели. Страх смерти становится конечной мотивацией исполнения любого приказа. Голос власти — это “львиный рык”, от которого приходят в ужас и бросаются в бегство стада антилоп (масса).
    Первоначальный импульс к разработке этих идей Канетги получил, наблюдая массовый экстаз на улицах Вены в начале 1-й мировой войны. Однако нынешнее столетие, которое он оценивает как “самое варварское из всех эпох мировой истории”, в “Массе и власти” остается в основном “за кадром”. В поисках основы тех ужасов, что пережило человечество в 20 в., Канетти использует исключительно исторический материал (записи древних историков, разнообразные и богатейшие этнологические данные). Он выявляет архетипические структуры взаимоотношений власти и массы “в силовом поле смерти”, и современность оказывается “частным случаем” закономерности, справедливой для всех эпох. Обнаруженные принципы Канетги проследил на примере взаимоотношений массы и властителя в нацистской Германии (эссе “Гитлер по Шпееру”). В некоторых главах “Массы и власти”, а также в ряде эссе он вскрывает изначальную связь структур мышления параноика и властителя, рассматривая паранойю и власть как два способа реализации тенденции, которая обнаруживается в любом человеке. Т. о. Канетти универсализирует открытые им закономерности, обосновывает их всеобщий и фундаментальный характер. Результатом становится формирование основных принципов политической антропологии, родственной по стилю идеям М. Хоркхаймера и Т. Адорт (“Диалектика просвещения”) и “микрофизике влас
    ти” у М. Фуко, но оригинальной по фундаментальным интуициям. Одновременно возникает более или менее целостная общеантропологическая концепция, основывающаяся на идеях напряженной динамики страха перед чужим прикосновением и радостного (освобождающего) слияния с другим и другими. Реализации этих двух аффектов, в которых воплощается человеческая жизнь, служат, по Канетти, многочисленные и разнообразные ритуалы (систематически им разобранные), составляющие в своей совокупности основополагающие институты человеческого общежития (стая, религия, война и др.). В этом смысле концепция Канетги представляет собой также теорию культуры.
    Личная позиция Канетти по отношению к власти (выраженная в художественных произведениях, публицистике и афористике) — интеллектуальный анархизм. Власть смертоносна и отвратительна, борьба против нее — это борьба против смерти. Говоря о необходимости вырвать из себя “жало приказа”, т. е. ликвидировать тот психологический отпечаток, который оставляет диктат власти, Канетти фактически призывает не подчиняться приказам. В то же время анализ психологической динамики отдачи и исполнения приказов, данный в “Массе и власти”, показывает, что призыв этот по сути дела неисполним, т. к. является апелляцией к гуманизму в мире, который антигуманен по глубинному устройству.
    Соч.: Человек нашего столетия. Художественная публицистика. М., 1990; Масса и власть. М., 1997.
    Лит.: Панин Л. Г. Гитлер по Шпееру.— “Социологические исследования”, 1986, № 4; Canetti lesen. Munch., 1975; Einladung zur Verwandlung. Essays zu Canettis “Masse und Macht”. Miinch., 1996.
    Л. Г. Иония

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "КАНЕТТИ" в других словарях:

  • Канетти — Канетти, Жак (Jacques Canetti; 1909 1997) французский продюсер. Канетти, Элиас (Elias Canetti; (1905 1994) австрийский писатель, драматург, культуролог, социальный мыслитель …   Википедия

  • КАНЕТТИ —         (Canetti) Элиас (1905 1994) – писатель, драматург, культуролог, социальный мыслитель. Изучал естеств. науки в ун те в Вене. С 1938 до конца своих дней жил в Лондоне. Писал на нем. языке. Автор неск. романов, пьес, мемуарных и публицистич …   Энциклопедия культурологии

  • КАНЕТТИ — (Canetti) Элиас (1905 1994) австрийский писатель. В 1938 в связи с аншлюсом Австрии уехал в Париж, затем в Лондон. Доктор философии университета в Вене. Основные сочинения: «Масса и власть» (1960), романы «Ослепление» и «Аутодафе». Лауреат… …   Новейший философский словарь

  • Канетти Ж. — Жак Канетти (фр. Jacques Canetti; 30 мая 1909, Русе, Болгария 7 июня 1997, Сюрен, Франция) французский продюсер, младший брат писателя Элиаса Канетти. Происходит из еврейской (сефардской) семьи, где говорили на ладино. Канетти с ранних лет… …   Википедия

  • Канетти Э. — Элиас Канетти англ. Elias Canetti Дата рождения: 25 июля 1905 Место рождения: Рущук, Оттоманская империя Дата смерти: 14 августа 1994 …   Википедия

  • Канетти Э. — KАНÉТТИ (Canetti) Элиас (1905–94), австр. писатель. С 1938 жил в Лондоне. В гротескно сатирич. ром. Ослепление (1935), драмах Свадьба (1932), Комедия тщеславия (1934), многочисл. эссе и острохарактерных миниатюрах (сб. Слышавший своими ушами …   Биографический словарь

  • Канетти Элиас — (Canetti) Канетти (Canetti) Элиас (1905 1994) Австрийский писатель. С 1938 жил в Лондоне. 1981 Нобелевская премия. Среди произведений романы, драмы, эссе, миниатюры: Свадьба (1932; драма), Комедия тщеславия (1934; драма), Ослепление (1935; роман) …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • КАНЕТТИ (Canetti) Элиас — (1905 94) австрийский писатель. В романе Ослепление (1935), пьесах ( Комедия тщеславия , 1934, и др.), многочисленных эссе и острохарактерных миниатюрах (сборник Слышавший своими ушами , 1974) в притчеобразной форме исследовал массовую психологию …   Большой Энциклопедический словарь

  • КАНЕТТИ Элиас — (1905 1994) австр. писатель, культуролог, обществовед. Лауреат многих литературных премий, в т.ч. Нобелевской премии по литературе (1981). Продолжая филос. традицию изучения массы как феномена (X. Ортега и Гасет, Г. Лебон, З. Фрейд), К. в кн.… …   Философская энциклопедия

  • Канетти, Элиас — КАНЕТТИ (Canetti) Элиас (1905 94), австрийский писатель. С 1938 в Лондоне. В гротескно сатирическом романе Ослепление (1935), драмах Свадьба (1932), Комедия тщеславия (1934), многочисленных эссе и острохарактерных миниатюрах (сборник Слышавший… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «КАНЕТТИ» >>