АХАНКАРА

АХАНКАРА
АХАНКАРА
    АХАНКАРА (санскр. ahankàra, букв. делание я, слово я)—в индийской мысли способность, ответственная за координацию объектов познания, желания и действия у субъекта опыта, которая гипостазируется в независимое от духовного центра индивида ментальное начало, ответственное за эго-центризм и эгоизм. Начиная с “Чхандогьяупанишады” (V. 25.1), аханкара занимает устойчивое место в брахманйстской мировоззренческой литературе. В “Санкхья-карике” аханкара определяется как примысливание-себя (абхимана) и в качестве эманата буддхи рассматривается как дальнейший источник эманации — 11 индрий (включая манас) и 5 танматр (ст. 24). Обе эманации соотносятся с преобладанием в аханкаре одной из гун: первая обусловливается доминированием саттвы, вторая—тамаса, обе вместе возможны благодаря активности раджаса (ст. 26). Комментаторы наглядно иллюстрируют место аханкары (как и других ментально-перцептивных начал) в опыте: вначале человек различает в темноте смутный силуэт посредством органа зрения, затем с помощью манаса постигает, чтоэто разбойник, и тогда аханкара примысливает: “Он идет прямо на меня!” (к ст. 30). В “Йога-сутрах” коррелят аханкары “яй ность” (асмита) является вторым (после незнания) по значимости фактором сансарного сознания (II. 3).
    По “Брахмасутра-бхашье” Шанкары, аханкара — Атман в соединении с телом посредством неведения (авидья), и когда мы говорим, напр., что хорошо себя чувствуем, то подразумеваем именно эго (I. 1.4). Сурешвара принимает учение санкхьи о происхождении из аханкары индрий (автор “Манасолласы” даже различает саттвичного и тамасичного аханкару, из которых происходят антахкарана и материальные элементы), но дает ему новое определение и оценку: это начало, соединяющее атрибуты Атмана и неАтмана, есть корень всего зла, хотя и не находится в реальной связи с Атманом (Найшкармьясиддхи II. 46—53). Тотака меняет в сравнении с санкхьей порядок действия аханкары и индрий: вначале у субъекта возникает идея: “Я вижу”, а уже затем орган зрения обращается к объекту (Шрутисарасамудахара 14—20).
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "АХАНКАРА" в других словарях:

  • Аханкара — В веданте наряду с манасом, читтой и буддхи один из аспектов единого внутреннего органа. Источник: Религиозный словарь     (Санскр.) Концепция Я , Самосознание или тождественность Самому Себе; Я , эготический и майавический принцип в человеке,… …   Религиозные термины

  • АХАНКАРА — (Санскр.) Концепция Я , Самосознание или тождественность Самому Себе; Я , эготический и майавический принцип в человеке, результат нашего незнания, отделяющего наше Я от Всемирного Единого Я. Личность, Эгоизм …   Теософский словарь

  • Аханкара — (Ahankara) Буквально: творец Я . Метафизически это понятие означает выделение в реальности, которая есть Единство, чего то отдельного, или части. В этом заключается та фундаментальная ошибка разума, которая заставляет его рассматривать все и всех …   Словарь йоги

  • Аханкара — Ahankara буквально – делающий я ( Ichmacher ): самосознание, индивидуальный разум, проистекающий из вселенского разума – буддхи …   Бхагавадгита. Толковый словарь терминов

  • САНКХЬЯ —         (санскр., букв. число, перечисление, расчёт), одна из шести др. инд. ортодоксальных (брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В… …   Философская энциклопедия

  • Санкхья — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • АНТАХКАРАНА —     АНТАХКАРАНА (санскр. antahkarana внутренний инструментарий) в индийской философии единство ментальных способностей, отличных, с одной стороны, от духовного начала, с другой от 10 индрий. В санкхье антахкарана включает 3 компонента: буддхи,… …   Философская энциклопедия

  • Нарада-паривраджака-упанишада — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Буддхи — Buddhi – ж. р. первая таттва природы (пракрити), развивающаяся по эманационному принципу. Б. – разум, но не индивидуальное самосознание. Это, согласно эпической Санкхье, вселенская душа, Махан ( Великий ), сама по себе несознательная, но лишь… …   Бхагавадгита. Толковый словарь терминов

  • Санкхья — (санскр., буквально число, перечисление, расчёт)         одна из шести древнеиндийских ортодоксальных (брахманских) философских школ, признающих авторитет Вед (См. Веды). Вместе с тем С. основана не на тексте Вед непосредственно, а на независимом …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»