АВАЯВА

АВАЯВА
АВАЯВА
    АВАЯВА (санскр. avayava — члены) — седьмая категория ньяи, члены пятеричного классического силлогизма. В “Ньяя-сутрах” вначале перечисляются все 5 членов силлогизма (I. 1.32), а затем каждый из них получает определение: 1) тезис (пратиджня) —то, что должно быть обосновано; 2) аргумент (хету) — само обоснование обосновываемого через сходства и несходства со сходными и несходными примерами; 3) иллюстративный пример (удахарана) — наглядный пример (см. Дришташпа), сходный или несходный с характеристикой обосновываемого; 4) применение (упаная) — “подключение” к примеру того, что обосновывается; 5) заключение (нигамана) — воспроизведение тезиса с привлечением аргумента (I. 1.33—39). Ватсьяяна иллюстрирует все 5 членов силлогизма с помощью стандартного для найяиков примера: 1 ) тезис— “Звук невечеи”; 2) аргумент—“Ввиду того, что он есть произведенное”; 3) пример, сходный с обосновываемым: “Звук также невечен, как произведенный, подобно горшку”; пример, не сходный с обосновываемым: “Звук же невечен, ибо вечно то, что не произведено, подобно Атману”; 4) применение: “Наблюдается, что такие произведенные вещи, как горшок, невечны, но таков же и звук” или “Наблюдается, что непроизведенные субстанции наподобие Атмана вечны, но звук не таков”; 5) заключение: “Поэтому звук, будучи произведен, невечен”. Ватсьяяна исключает из числа членов силлогизма несиллогистические дискурсивные позиции, признававшиеся таковыми другими философами (познавательная установка, сомнение, “постижение потенциальности”, цель и устранение сомнения), как не являющиеся прямыми “доказательными положениями”. Он также эксплицирует назначение каждого из членов силлогизма и даже пытается соотнести их с основными источниками знания (промина): тезис—слово авторитета, аргумент—умозаключение, пример—восприятие, применение—сравнение, заключение—демонстрация способности всех предыдущих членов силлогизма к выражению единого смысла. Уддйотаквра подробным образом разрабатывает концепции тезиса и аргумента.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "АВАЯВА" в других словарях:

  • Аваява — член; конечность …   Словарь йоги и веданты

  • НЬЯЯ —         (санскр., букв. правило, рассуждения, вхождение в предмет, аналитич. исследование, логика), одна из ортодоксальных систем др. инд. философии (см. Астика); не отвергает авторитет Вед, но своё учение строит на независимых основаниях. Во мн …   Философская энциклопедия

  • АНУМАНА —     АНУМАНА (санскр. anumàna, anu mà измерять вслед за чем то или в соответствии с чем то) термин индийской логики и эпистемологии, обозначающий логический вывод, считавшийся вторым после восприятия источником достоверного познания (прамана).… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • Ньяя-сутры — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • Ньяя-сутра — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · Виш …   Википедия

  • АВАЯВИН —     АВАЯВИН (санскр. avayavin uenoe) B индийской философии целое, состоящее из частей (аваява). Проблема части и целого, ставшая на несколько веков предметом острых дискуссий между буддистами, с одной стороны, и найяиками и вайшецдаками с другой …   Философская энциклопедия

  • “В ЧЕМ МОЯ ВЕРА?” —     “В ЧЕМ МОЯ ВЕРА?” главный религиозно философский трактат Л. Н. Толстого. Написан в 1883 84; 1 е изд.: М., 1884; последнее изд.: “Исповедь; В чем моя вера?”. Л., 1991. Сразу же после публикации в России был запрещен. Издавался за границей на… …   Философская энциклопедия

  • ДРИШТАНТА —     ДРИШТАНТА (санскр. drstänta завершение виденного) пятая категория ньяи, обозначающая наглядный пример. В “Ньяя суграх” дриштанта это “предмет, представления о котором совпадают у профана и эксперта” (1.1.25). Функционально дриштанта… …   Философская энциклопедия

  • “МИЛИНДА-ПАНЬХА” —     “МИЛИНДА ПАНЬХА” (пали “Milinda panha” “Вопросы Милинды”) важнейший внеканонический памятник классического буддизма, сохранившийся в двух версиях палийской и китайской. Датировка китайской версии 3 в. и время жизни одного из двух главных… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»