МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ
МАРСИЛИЙ ПАДУА́НСКИЙ
(Marsilio da Padova) (р. между 1275 и 1280 – ум. 1342) – итал. ученый, врач, философ, политик и государствовед. Учился в Падуе, Орлеане и Париже. В 1312 избран ректором Париж. ун-та. За смелую критику папства и открытую поддержку императора Людвига Баварского в борьбе против папы Иоанна XXII (в этом отношении М. П. – соратник Оккама) М. П. был объявлен "величайшим еретиком", отлучен от церкви и заочно приговорен к смертной казни на костре (1327).
Взгляды М. П. проникнуты скептич. отношением к офиц. теологии. Считая сверхчувств. мир существующим, но недоказуемым, он придерживался теории двойственной истины. Отсюда вытекало оправдание им вслед за Оккамом сомнений в догматах религии. Отделяя политику от теологии, М. П. был одним из первых теоретиков, отстаивавшим мысль о светском характере гос-ва, не зависящего от церкви по самой своей природе и возникшего из обществ. договора. Целью гос-ва являются достижения материального благополучия граждан и обеспечение им досуга для умств. деятельности. Согласно взглядам М. П., монарха, осуществляющего гос. власть, избирает народ, под к-рым, однако, он понимал зажиточные сословия. За плохое управление монарх может быть наказан и отстранен от власти. М. П. сохранял сословное деление общества, требуя для всех сословий (в число к-рых не входило крестьянство) свободы и равенства политич. прав. М. П. впервые вводил разделение власти на законодательную и исполнительную. Правомерность имуществ. и политич. неравенства он обосновывал ссылкой на природные различия в умств. и моральном уровне людей.
В своем гл. соч. "Защитник мира" ("Defensor pacis" 1324, опубл. 1522; Hannover, 1932–33, пер. на англ. яз., в кн. A. Gewirth, Marsilius of Padua, v. 2, 1956). Μ. П. резко нападал на тиранич. наследств. власть королей и отвергал светскую власть папства. Борьбу против папства он считал условием всеобщего мира и образования нац. гос-ва. Требуя веротерпимости, он признавал необходимость религии как "воспитательной силы", к-рую нужно поставить на службу гос-ву.
М. П. требовал сведения роли священников, избираемых прихожанами, к роли "духовных врачей" своей паствы. Этими идеями он оказал влияние на деятелей Реформации.
Лит.: Чичерин В., История политич. учений, ч. 1, М., 1869; Книга для чтения по истории Средних веков, под ред. П. Виноградова, вып. 4, 4 изд., М., 1914, с. 1–10; Лернер И. Я., Политич. идеи М. П., М., 1946 (дисс); История политич. учений, М., 1955, с. 99, 111–12; Battaglia F., Marsilio de Padova e la filosofia politica del medioevo, Firenze, 1928; Schneider-Windmüller W., Staat und Kirche im "Defensor pacis" des Marsilius von Padova, Bonn, 1934; Passerin d'Entreves Α., The medieval contribution to political thought: Thomas Aquinas, Marsilius of Padua, Richard Hooker, Oxf., 1939; Сhecchini Α., Interpretazione storica di Marsilio, Padova, 1942; De Simone G., Le dottrine politiche di Marsilio da Padova, Roma, 1942; Lagarde G., Naissance de l'esprit laïque au déclin du Moyen Age, v. 2, [P., 1948 ]; Gewirth Α., Marsilius of Padua, the defender of peace, v. 1–2, N. Y., 1956.
3. Мелещенко. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ
    МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ (MaisiliusPatavensis)(1275/ 89—1342/43) — средневековый политический философ, теоретик светского государства. Учился в университетах Падуи, Орлеана и Парижа. В 1312—13—ректор Парижского университета. Во время борьбы папы Иоанна XXII с императором Людвигом Баварским принял сторону последнего. Автор (возможно в соавторстве со своим другом аверроистом Ж. Жанденом) антипапского труда “Defensor Pacis” (Защитник мира, 1324), осужденного церковью в 1327 (и повторно в 1378). Бежав ко двору императора в Германию, был объявлен еретиком, отлучен от церкви и заочно приговорен к сожжению на костре.
    В главном сочинении “Defensor Pacis” и в малой версии его — “Defensor minor” (1342 ; составлен в ответ на критику соратника по борьбе с папой У. Оккама) он выступил против светских притязаний церкви, которую обвинял в нарушении “мира”, обеспечивающего нормальное функционирование государства. В обосновании независимости государства от церкви Марсилий Падуанский исходил из концепции “двух истин” (см. Двойственной истины теория), разграничивая посюстороннюю и потустороннюю жизнь, земное счастье и вечное спасение как две автономные области. Деполитизируя духовную власть и отвергая претензии пап на абсолютное господство, он в то же время осуществлял десакрализацию светской власти, опираясь на аристотелевское понимание государства: источник последней — не Бог, а народ, а цель ее — не спасение, а “хорошая жизнь” на земле. За церковью признается лишь религиозно-нравственный авторитет, и из надгосударственного законосозидающего “сообщества” она превращается в “общину верующих”, включаясь в государство как его “часть”: клир подчиняется светскому суду, церковная юрисдикция ограничивается даже в таких вопросах, как отлучение, интердикт, суды над еретиками. Предвосхищая идеи Реформации, Марсилий Падуанский выступает против “обмирщения” церкви, требует отказа ее от накопленных богатств.
    Развивая теорию светского самодостаточного государства, противостоящую абсолютистским притязаниям не только папской, но и имперской власти, Марсилий Падуанский выдвинул концепцию народного суверенитета, объявляющую народ (точнее, его наиболее значимую часть — pars valentior) источником политической власти и ее высшей инстанцией. В рамках этой ориентации он подошел к идее о разделении властей — исполнительной и законодательной, подчиняя первую (в лице избираемого народом императора) второй — народному представительному органу, “человеческому законодателю” (legislator humana). Отделяя политико-правовую область государства от нравственно-религиозной сферы церкви, Марсилий Падуанский развивает светскую философию права, которая устанавливает независимость учреждаемого людьми “позитивного” закона от предустановленного Богом “естественного” нравственного закона.
    Соч.: Defensor Pacis, ed. R. Schob, t. l—2. Hannover, 1932—33; Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. 2: The Defensor Pacis, engl. trad. N. Y, 1956; Brampton C. K. (ed.). The defensor minor f Marsilius of Padua. Birmingham, 1922; Quillet J., Jeudy С., Marsilius f Padua. Oeuvres mineurs. P., 1979.
    Лит.: Gewirth A. Marsilius of Padua, the Defender of Peace, v. l: Marsilius f Padua and Medieval Political Philosophy. N.Y., 1956; LagardeG. de. La naissance de l'esprit laïque au déclin du moyen âge. T. 3: Le defensor pacis, P., 1970; Quillet J., La philosophie politique de Marsile de Padouc. P.,1970.
    H. В. Ефремова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ" в других словарях:

  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ — (Marsiglio (Marsilius) of Padua) (ок. 1275–ок. 1342) Философ, занимавшийся политикой. Изучал медицину и натурфилософию в Италии, был ректором Парижского университета (1312–13). Вместе с последователем Аристотеля (Aristotel) Джоном Лодунским… …   Политология. Словарь.

  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ — (Marsilius Paduanis) (между 1275 и 1280 ок. 1343) итальянский политический мыслитель. В трактате Защитник мира отстаивал идею общественного договора. Наилучшей формой государства считал сословную монархию. Выступал против притязаний папства на… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Марсилий Падуанский — Статья является частью цикла о Схоластике Источники Библия | Евангелие Античные ученые: Аристотель | Евклид | Птолемей | Платон Отцы Церкви …   Википедия

  • Марсилий Падуанский — (Marsilius Paduanis) (между 1275 и 1280  около 1343), итальянский политический мыслитель. В трактате «Защитник мира» отстаивал идею общественного договора. Наилучшей формой государства считал сословную монархию. Выступал против притязаний папства …   Энциклопедический словарь

  • Марсилий Падуанский — Defensor pads Марсилия Падуанского     Марсилий Майерардини родился в Падуе около 1280 года. Учился, затем преподавал в Париже, став в 1312 году ректором университета. В Париже он испытал влияние аверроизма, доктрины двойной истины с ее… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Марсилий Падуанский — (Marsilius Paduanis)         (между 1275 и 1280, Падуя, около 1343, Мюнхен), итальянский политический мыслитель, идеолог городской верхушки. Изучал медицину, философию, теологию в университетах Падуи, Парижа. Автор трактата «Защитник мира» (1324 …   Большая советская энциклопедия

  • Марсилий Падуанский — (Marsilius de Maynardino) замечательный публицист, род. в Падуе около 1280 г., изучил античных писателей, особенно политическую теорию Аристотеля, и рано, по видимому, примкнул к демократическим и оппозиционным учениям в церковной сфере. Изучал… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ — (Marsilius Paduanis) (между 1275 и 1280 ок. 1343) итал. политич. мыслитель, идеолог верхушки бюргерства. Род. в Падуе. Изучал медицину, философию в Падуе, теологию в Париже. Автор трактата Защитник мира ( Defensor pacis , 1324, опубл. 1522; пер.… …   Советская историческая энциклопедия

  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ — итал. политик и философ. В гл. соч. «Защитник мира» (1324) выступил против притязаний папства на светскую власть. Считал, что светское гос во возникло в результате обществ, договора; отделял политику от теологии, защищал веротерпимость. Был… …   Атеистический словарь

  • Марсилий Падуанский — МАРСИ́ЛИЙ ПАДУÁНСКИЙ (Marsilius Paduanis) (между 1275 и 1280 – ок. 1343), итал. полит. мыслитель. В трактате Защитник мира отстаивал идею обществ. договора. Наилучшей формой гос ва считал сословную монархию. Выступал против притязаний… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»