Марсилий Падуанский

Марсилий Падуанский
(Marsilius de Maynardino) — замечательный публицист, род. в Падуе около 1280 г., изучил античных писателей, особенно политическую теорию Аристотеля, и рано, по-видимому, примкнул к демократическим и оппозиционным учениям в церковной сфере. Изучал философию, медицину и право в Падуе, Орлеане и Париже; в 1312 г. был выбран ректором Парижского университета. В Париже, в кругу деятелей церковной оппозиции, частью, как Оккам, принадлежавших к строгим францисканцам, частью примыкавших к национальному протесту, М. увлекся богословскими вопросами и заинтересовался борьбой папы против императора Людовика Баварского. В ответ на отлучение, которому папа Иоанн XXII подверг императора, М. написал, в 1324 г., совместно со своим другом Иоанном де Janduno (или Giandone), церковно-политический трактат, под заглавием “Defensor pacis”, замечательный по смелой и последовательной формулировке демократической идеи в церковном и государственном строе и по неслыханному в то время требованию разделения сфер церковной и государственной власти. До мнению М., граждане, в своей совокупности, всего лучше разумеют общую выгоду государства, слагающуюся из суммы интересов отдельных лиц. Предложение законов может исходить от немногих сведущих лиц, но санкционирует их весь народ. Исполнительная власть должна иметь единоличный характер. Поэтому из всех форм правления наилучшая — выборная монархия. Избранное и уполномоченное народом лицо, обязанность которого — истолковывать и дополнять закон, располагает умеренной военной силой, которая не должна превышать силы целого народа. Правитель может быть смещен народом, когда нарушает свои полномочия. К причинам, которые подрывают здоровую и мирную жизнь государства, М. причисляет ложные взгляды римских епископов и их непомерные, основанные на предрассудках притязания. М. старается восстановить истинное понятие о церкви, которая есть соединение верующих во Христа; миряне, одинаково с клириками — люди церкви (viri ecclesiastici), так как Христос пострадал за всех. Судебную власть М. признает лишь за государем; Христос не передавал такой власти апостолам, а следов., и папе. По отношению к еретикам священник может действовать лишь увещанием. Церковь не должна иметь законодательной власти; угрозы папы против нарушителей его повелений — богохульство, порождающее схизму и заслуживающее наказания. Единственной основой церковного учения может быть Писание, причем толкования разумных людей, напр. Парижского университета, несравненно выше папских. Церковь не должна иметь собственности: Христос был беден и царство небесное принадлежит бедным. Писание не повелевает платить десятины; священники должны работать, как все другие. Духовные лица во всем должны быть подчинены государству. За свои проступки они подлежат светскому суду, и притом особенно строгому, так как они должны давать пример другим. Церковные имущества не должны быть освобождаемы от податей. Число духовных лиц следует ограничивать сообразно государственной выгоде, так как, по замечанию Аристотеля, государственному организму вредит непомерный рост одной из его составных частей. Замещение духовных должностей и смещение неподходящих клириков принадлежит государю или отдельным общинам. При возникновении важных церковных затруднений дело светской власти созвать сведущих людей-клириков и мирян на собор. Собор обсуждает чисто религиозные вопросы и может налагать отлучение на государей и народы, но только в качестве нравственной меры. Папская власть полезна в интересах единства церкви, но она не обоснована ни в божественном праве, ни в Писании; апостолы были равны по положению, папский авторитет — результат исторического развития. Утверждение папы должно принадлежать светской власти; его обязанность, совместно с установленной при нем собором или государями коллегией — приглашать светских правителей к созыву собора, председательствовать на соборе, сообщать его решения церквам и, в крайнем случае, прибегать к помощи светской власти. В 1326 г. М. отправился ко двору Людовика Баварского и сделался лейб-медиком императора. Здесь он написал еще трактат “De translatione imperii”, в котором главным образом излагал сочинение, под тем же заглавием, Ландольфа Колонны. В 1327 г. M., вместе с Джиандоне, был отлучен папой от церкви и осужден, как еретик, на смерть. На все требования выдать М. император отвечал отказом и сделал М. одним из своих ближайших советников. Составление императорского декрета, смещавшего папу Иоанна XXII, приписывается М. Во время своего пребывания в Италии Людовик поставил М. папским викарием в Риме; в этом сане М. сурово наказывал клириков, которые, из страха папской цензуры, отказывались совершать службы. По возвращении Людовика в Германию, влияние М. при дворе уступило, по-видимому, влиянию миноритов. М. еще раз выступает в 1341 г. с соч.: “De jurisdictione imperatoris in causis matrimonialibus”, чтобы оправдать незаконный с точки зрения церкви брак сына Людовика. Умер М., по-видимому, в 1343 г. Главное сочинение М. произвело на современников сильное впечатление; папа Климент VI в 1343 г. называл М. злейшим из еретиков. Аргументы М. против притязаний церкви повторяются в эпоху реформации, а демократическая его теория напоминает Руссо. “Defensor pacis M.” был издан в 1522 г. в Базеле, в начале XVII в. — в сборнике Goldast'a, “Monarchia”.
Ср. Friedberg, в “Ztschr. f. Kirchenrecht” (VIII, 1869); Riezler, “Die litterarischen Widersacher d. Papttes z. Zeit Ludwigs d. Baiern” (Лпц., 1874); Schokel, “Ueber Marsilius v. Padua” (1877); Müller, “D. Kampf Ludwigs d. Bayern mit d. röm. Curie” (Тюбинг., 1879—80); Labanca, “Marsilio di Padova, riformatore politico e religioso del secolo XIV” (Падуя, 1882); Keller, “Die Reformation u. d. älteren Reformparteien” (Лейпциг, 1885; здесь доказывается тесная связь М. с мистическими и библейскими сектами Средних веков).
Р. В.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Марсилий Падуанский" в других словарях:

  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ — (Marsilio da Padova) (р. между 1275 и 1280 – ум. 1342) – итал. ученый, врач, философ, политик и государствовед. Учился в Падуе, Орлеане и Париже. В 1312 избран ректором Париж. ун та. За смелую критику папства и открытую поддержку императора… …   Философская энциклопедия

  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ — (Marsiglio (Marsilius) of Padua) (ок. 1275–ок. 1342) Философ, занимавшийся политикой. Изучал медицину и натурфилософию в Италии, был ректором Парижского университета (1312–13). Вместе с последователем Аристотеля (Aristotel) Джоном Лодунским… …   Политология. Словарь.

  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ — (Marsilius Paduanis) (между 1275 и 1280 ок. 1343) итальянский политический мыслитель. В трактате Защитник мира отстаивал идею общественного договора. Наилучшей формой государства считал сословную монархию. Выступал против притязаний папства на… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Марсилий Падуанский — Статья является частью цикла о Схоластике Источники Библия | Евангелие Античные ученые: Аристотель | Евклид | Птолемей | Платон Отцы Церкви …   Википедия

  • Марсилий Падуанский — (Marsilius Paduanis) (между 1275 и 1280  около 1343), итальянский политический мыслитель. В трактате «Защитник мира» отстаивал идею общественного договора. Наилучшей формой государства считал сословную монархию. Выступал против притязаний папства …   Энциклопедический словарь

  • Марсилий Падуанский — Defensor pads Марсилия Падуанского     Марсилий Майерардини родился в Падуе около 1280 года. Учился, затем преподавал в Париже, став в 1312 году ректором университета. В Париже он испытал влияние аверроизма, доктрины двойной истины с ее… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Марсилий Падуанский — (Marsilius Paduanis)         (между 1275 и 1280, Падуя, около 1343, Мюнхен), итальянский политический мыслитель, идеолог городской верхушки. Изучал медицину, философию, теологию в университетах Падуи, Парижа. Автор трактата «Защитник мира» (1324 …   Большая советская энциклопедия

  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ — (Marsilius Paduanis) (между 1275 и 1280 ок. 1343) итал. политич. мыслитель, идеолог верхушки бюргерства. Род. в Падуе. Изучал медицину, философию в Падуе, теологию в Париже. Автор трактата Защитник мира ( Defensor pacis , 1324, опубл. 1522; пер.… …   Советская историческая энциклопедия

  • МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ — итал. политик и философ. В гл. соч. «Защитник мира» (1324) выступил против притязаний папства на светскую власть. Считал, что светское гос во возникло в результате обществ, договора; отделял политику от теологии, защищал веротерпимость. Был… …   Атеистический словарь

  • Марсилий Падуанский — МАРСИ́ЛИЙ ПАДУÁНСКИЙ (Marsilius Paduanis) (между 1275 и 1280 – ок. 1343), итал. полит. мыслитель. В трактате Защитник мира отстаивал идею обществ. договора. Наилучшей формой гос ва считал сословную монархию. Выступал против притязаний… …   Биографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»