КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
— неоднородное течение в европейской и амер. философии втор. пол. 19 — пер. пол. 20 в., для которого, наряду с признанием независимой от сознания реальности, характерно подчеркивание необходимости различать объект познания и его образ в сознании. К.р. составил важный этап в борьбе против неогегельянства и прагматизма. В Германии критическими реалистами именовали себя представители реалистического направления в неокантианстве (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер), считавшие «вещи-в-себе» необходимым основанием и материалом нашего знания о мире. На формирование взглядов британских критических реалистов (А. Прингл-Пэттисона, Р. Адамсона, Дж.Д. Хикса) повлияла отчасти философия И. Канта, отчасти — философия «естественного реализма» шотл. школы. Как относительно самостоятельное филос. течение К.р. оформился в США в 1920, когда Д. Дрейк, А.О. Лавджой, Дж.Б. Пратт, А.К. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р.В. Селлерс и Ч.О. Стронг выступили с программным сб. «Очерки критического реализма. Совместное исследование проблемы знания». Амер. критических реалистов объединяло убеждение в том, что любое восприятие включает три отдельных ингредиента: акт восприятия, «непосредственно данное» и воспринимаемый объект. Существование физических объектов не зависит от того, воспринимаются они или нет, однако объекты не могут быть непосредственно даны в восприятии, поэтому субъект воспринимает «данное», которое служит посредником между ним и объектом и в некотором смысле соответствует объекту, но является не его копией, а знаком, указывающим на присутствие объекта. Возможность познания физических объектов критические реалисты обосновывали тем, что человеческий опыт изначально ориентирован на внешний мир. Наиболее яркое выражение этот аспект нашел в учении Сантаяны о «животной вере», согласно которому мы инстинктивно, как животные, чувствуем, что внешние вещи существуют независимо от нас и в этих вещах представлены некоторые из воспринимаемых нами качеств. Однако в трактовке природы «данных», объектов познания и характера их взаимосвязи среди критических реалистов отчетливо проявились разногласия, которые привели к распаду этого течения в 1930-е гг. Его участники, претерпев определенную эволюцию, продолжали отстаивать принципы К.р. уже независимо друг от друга. Для Сантаяны, Стронга, Дрейка и др. К.р. стал определенным аспектом их натуралистической философии. Пратт эволюционировал в сторону персонализма, создав концепцию «персонального реализма»; Лавджой отстаивал позиции «темпоралистского реализма». Селлерс разрабатывал теорию «физического реализма» и эмерджентной эволюции, предвосхищая во многом идеи научного реализма.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
        идеалистич. направление в нем., англ. и амер. философии кон. 19 — нач. 20 вв. Понятие К. р. ведёт происхождение от «критицизма» Канта. Взгляды нем. К. р. представляют собою «реалистич.» переработку кантианства и часто причисляются к неокантианству в широком смысле. Осн. представители — А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер и др. исходят из того, что «нашему сознанию не дано ничего, что не было бы уже образовано и преобразовано им самим» (R i e h l ?., Der philosophische Kritizismus. Geschichte und System, Bd 2, Lpz., 19253, S. 226). Совр. нем. К. р. представлен в учении А. Венцля, попытавшегося осуществить «синтез» материалистич. установок совр. физики и идеалистич. философии на основе волюнтаризма: «Мир есть воля и представление, природапроявление идей» (W e n z l ?., Philosophie der Freiheit, Bd l, Munch., 1947, S. 216). Другая его тенденция — сближение с религией в целях защиты свободы воли.
        В Великобритании К. р. (А. Сет, Д. Хикс) был близок к персонализму, сочетая его с воззрениями шотландской школы. В США К. р. как самостоят. школа возник в нач. 20-х гг. 20 в., когда Д. Дрейк, А. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Сантаяна и Селлерc издали сб. «Очерки критич. реализма» («Essays in critical realism», 1920). В отличие от неореализма, К. р. утверждает возможность лишь опосредованного познания (репрезентативней), которое трактуется двояк«: или объект познаётся при помощи «данного» как логич. сущности, отличной от объекта и субъекта, но выражающей некоторые черты первого; или ояосредование осуществляется с помощью психич. представлений, отражающих и (или) символизирующих материальные предметы. В соответствии с этим представители К. р. разделились на объективных идеалистов (Сантаяна, Дрейк, Ч. О. Стронг) и натуралистов, сближающихся с материализмом (Селлерс, Лавджой). При этом Пратт тяготеет к персонализму, Сантаяна развивает объек-тивно-идеалистич. филос. и социологич. систему, Лавджой «примиряет» К. р. с неореализмом, Селлерс приходит к взглядам, близким диалектич. материализму. Термин «К. р.» в широком смысле используется в совр. бурж. философии для противопоставления т. н. наивному реализму и связывается с признанием различия между предметом познания и знанием субъекта о нём.
        X и л л Т. И., Еовр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 5; Богомолов А. С.. Бурж. философия США 20 в., М., 1974, гл. 6; Бурж. философия кануна и начала империализма, М., 1977, гл. 9, § 3; R е с k ?., Becent American philosophy, N. ?., 1964, p. 208—75; W e s s e l K. F., Kritischer Realismus und dialektischer Materialismus, B., 1971;
        см. также лит. к статьям Реализм, Сантаяна, Селлерс.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
1) Термин, применяемый бурж. философами для противопоставления своих теорий "наивному реализму", т.е. стихийному материализму. 2) Одна из школ совр. бурж. философии. Ведет происхождение от т.н. "критической философии" Канта; нем. идеалисты Вундт, Кюльпе, Мессер и др. обозначали этим термином всякую философию, делающую различие между объектом и представлением субъекта об этом объекте. Во 2-й пол. 19 в. К. р. был распространен в Германии (А. Риль), Англии (А. Сет, А. Прингл-Пэттисон, Д. Хикс). Критич. реалистами именовали себя нек-рые из рус. махистов (Юшкевич). Как самостоят. школа возникает в США в 1916–20. Его основатели: Дрейк, Лавджой, Дж. Б. Пратт, Роджерс, Дж. Сантаяна, Селлерс и Ч. О. Стронг, изложившие свои общие взгляды в сб. "Очерки критического реализма" ("Essays in critical realism", 1920). В предисловии к нему авторы признали, что их согласие касается только "эпистемологической проблемы" (теории познания), и выражали уверенность, что можно сохранить единство в теории познания, придерживаясь различных взглядов в онтологии. Все же они приняли ряд общих онтологич. положений: а) признание реального существования объектов познания, независимых от познающего субъекта и находящихся в причинном отношении к нему; б) признание того, что человеч. познание как-то сообразуется с объектами; в) признание того, что в процессе познания человек может делать истинные заключения об объектах. Однако в вопросе о том, чем являются объекты познания, критич. реалисты не были едины: одни (Стронг, Дрейк и др.) рассматривали их как идеальные, другие (Селлерс) как материальные.
В теории познания критические реалисты противопоставили свои взгляды неореализму, утверждавшему, что в процессе познания объекты включаются в сознание, становясь его "содержаниями" ("эпистемологический монизм"). К. р. утверждает, что человек познает объекты не непосредственно, а при помощи "данных" ("data") или "сущностей" ("essences"). Субъект непосредственно познает "данное", служащее посредником между субъектом и объектом.
"Данное" связано с объектом, "соответствует" ему, но вместе с тем отлично от объекта. "Данное" – не отражение, не образ, а знак, символ, указывающий на присутствие объекта. Это сближает К. р. с агностицизмом кантианского толка или "иероглифизмом" (см. "Иероглифов теория"). Достоверность познания объективной реальности нек-рые представители К. р. основывают на "животной вере". Критикуя неореалистов за отождествление объекта и "данного", т.е. психического, критич. реалисты впадают в др. крайность и метафизически разрывают объект и его образ, абсолютизируя момент их различия.
В вопросах онтологии критич. реалисты обнаруживают значит. разногласия; "эссенциалистское крыло" (Сантаяна, Дрейк, Роджерс, Стронг) рассматривали "данные" как логич. "сущности", вечные и неизменные, приходя к объективному идеализму платоновского толка (учение Сантаяны о "царствах бытия") или к субъективному идеализму, провозглашающему бытие физическим по форме и психическим по субстанции (D. Drake, What is a Mind?, "Mind", 1926, v. 35, No 138); др. группа (Селлерс, Пратт, Лавджой) считала "данные" психич. образованиями, возникающими в результате мозговой деятельности. Но и между ними не было единства: Пратт эволюционизировал в сторону персонализма; Лавджой – создал теорию "темпоралистического реализма", лежащую, по его словам, "между идеализмом и неореализмом". Селлерс в процессе своей филос. эволюции шел к материализму. В обращении к онтологии рушилось и без того призрачное единство критич. реалистов. В 30-х гг. XX в. это течение как таковое прекращает свое существование, хотя его приверженцы продолжают, каждый в соответствии со спецификой своей философии, развивать его принципы.
Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки совр. англо-амер. философии, М.–Л., 1936; Коэн М. Р., Амер. мысль., пер. с англ., М., 1958; Боднар Я., О совр. философии США, [пер. со словацк. ], М., 1959; Юлина Н. С., Концепция реальности в амер. "критич. реализме", "Филос. науки" (Научн. докл. высшей школы), 1958, [No ] 2; Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв., [М. ], 1962; Бичко И., На философському раздорiжжi, К., 1962; Pratt J. В., Matter and spirit, N. Y., 1922; Santayana G., Scepticism and animal faith..., N. Y., [1929 ]; Sellars R. W., The philosophy of physical realism, N. Y., 1932; его же, Critical realism and modern materialism, в кн.: Philosophic thought in France and the United States, N. Y., 1950; Lovejоу А. О., The revolt against dualism, 2 ed., La Salle (Illinois), 1960.
И. Бычко. Киев.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
    КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — неоднородное течение в европейской и американской философии 2-й пол. 19—1-й пол. 20 в., для которого наряду с признанием независимой от сознания реальности характерно подчеркивание необходимости различать объект познания и его образ в сознании. Критический реализм был важным этапом в борьбе против неогегельянства и прагматизма, отражая стремление ряда мыслителей сформулировать философию, согласующуюся со здравым смыслом и наукой. В Германии критическими реалистами именовали себя представители реалистического направления в неокантианстве (А. Риль, О. Кюльпе, Э. Бехер), считавшие “вещи-в-себе” необходимым основанием и материалом нашего знания о мире. На формирование взглядов британских критических реалистов (А. Прингл-Пэттисона, Р. Адамсона, Дж. Д. Хикса) отчасти повлияла философия Канта, отчасти — философия “естественного реализма” шотландской школы. В основе философской концепции Дж. Д. Хикса, наиболее оригинального мыслителя среди британских критических реалистов, лежит резкое противопоставление непосредственно воспринимаемых качеств и объектов, вызывающих наши восприятия: в отличие от объектов и акта восприятия, качества не являются самостоятельными сущностями и не существуют ни реально, ни идеально. Однако в основном работы британских критических реалистов носили полемический характер и были посвящены критике феноменализма и теории чувственных данных.
    Как относительно самостоятельное философское течение критический реализм оформился в США на базе критики неореализма. В 1920 американские философы Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Б. Пратт, А. К. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селларс и Ч. О. Стронг выступили с программным сборником “Очерки критического реализма. Совместное исследование проблемы знания”, в котором изложили свою общую гносеологическую платформу. Американских критических реалистов объединяло убеждение в том, что любое восприятие включает три отдельных ингредиента: акт восприятия, “непосредственно данное” и воспринимаемый объект. Существование физических объектов не зависит от того, воспринимаются они или нет, однако объекты не могут быть непосредственно даны в восприятии, поэтому субъект воспринимает “данное”, служащее посредником между ним и объектом. Вместе с тем в процессе познания субъект приобретает знание об объектах, а не о содержании собственного сознания. Подчеркивая активную роль сознания в процессе познания, критические реалисты отмечали, что не все воспринимаемые нами в опыте качества могут быть приписаны объекту; иначе было бы невозможно объяснить разного рода иллюзии и ошибки. “Данное” в некотором смысле соответствует объекту, но является не его копией, а знаком, указывающим на присутствие объекта. Любое содержание сознания критические реалисты трактовали как результат сложного процесса взаимодействия субъекта и объекта и придавали важное значение анализу механизмов чувственного восприятия и познания в целом. Возможность познания независимых от сознания физических объектов они обосновывали тем, что человеческий опыт изначально ориентирован на внешний мир. Наиболее яркое выражение этот аспект критического реализма нашел в учении Сантаяны о “животной вере”, согласно которому мы инстинктивно, как животные, чувствуем, что внешние вещи существуют независимо от нас и в этих вещах представлены некоторые из воспринимаемых нами качеств. Однако в трактовке критическими реалистами природы “данных” и объектов познания и характера их взаимосвязи отчетливо проявились различные позиции. “Эссенциалисты” (Сантаяна, Дрейк, Роджерс, Стронг) считали “данное” совокупностью логиче
    ских сущностей, которые не обладают ни реальным, ни идеальным существованием. Сантаяна трактовал эти сущности в духе платоновских идей как некие неизменные и вечные универсалии, воплощающиеся в конкретных существующих вещах, а Стронг и Дрейк усматривали в них определенные аспекты ментальных событий и строили панпсихическую онтологию, постулируя существование единого “материала”, из которого составлены и объекты природы, и сознание. Другая группа критических реалистов (Лавджой, Пратт, Селларс) придерживалась той точки зрения, что “данные” существуют в сознании. Лавджой трактовал их как некие ментальные образования, а их экзистенциальное отличие от воспринимаемых вещей объяснял в терминах психофизического дуализма. В целом защита эпистемологического дуализма и репрезентативной теории восприятия от критики неореалистов составляла основное содержание концепции Лавджоя. Для Селларса “данные” хотя и обладают подлинной реальностью, но ни в коей мере не являются независимыми сущностями, а представляют собой качественные аспекты деятельности мозга. Отмечая нейрофизиологический характер ментальных событий, Селларс подчеркивал, что сознание не может “выйти за пределы” организма и установить прямой контакт с физическими объектами, ибо оно существует только будучи связанным с состояниями мозга. В силу обнаружившихся разногласий группа американских критических реалистов вскоре распалась, и как таковое это течение прекратило свое существование в 1930-х гг., однако его участники, претерпев определенную эволюцию, продолжали отстаивать его принципы уже независимо друг от друга. Для Сантаяны, Стронга, Дрейка и др. критический реализм составлял определенный аспект натуралистической философии, и дальнейшее развитие его принципов связано с разработкой натурализма как важного направления в философии США. Пратт эволюционировал в сторону персонализма, создав концепцию “персонального реализма”; Лавджой отстаивал позиции “темпоралистского реализма”; Селларс разрабатывал теорию “физического реализма” и эмерджентной эволюции, предвосхищая во многом идеи научного реализма.
    Лит.: Хилл Т, И. Современные теории познания. М., 1965; Sellers R. W. Critical Realism. A Study of the Nature and Conditions of Knowledge. N. Y, 1916; Essays in Critical Realism. A Cooperative Study of the Problem of Knowledge (D. Drake, A. 0. Lovejoy, J. B. Pratt, A. K. Rogers, G. Santayana, R. W. Sellars, C. A. Strong). N. Y, 1920; Santayana G. Scepticism and Animal Faith. Introduction to a System of Philosophy. N.Y, 1923; Drake D. Mind and Its Place in Nature. N.Y, 1925; Lovejoy A. 0. The Revolt Against Dualism. La Salle, 1930; Passmore J. A Hundred Years of Philosophy. L, 1957.
    Л. Б. Макеева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ" в других словарях:

  • Критический реализм — Критический реализм: Критический реализм (литература)  направление в литературе Критический реализм (философия)  направление в философии …   Википедия

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — условное обозначение в советском литературоведении (сер. 30 х кон. 80 х гг.) той ветви реалистического искусства 19 20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный обиход М. Горьким. Ср.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • критический реализм — I (филос.), течение в американской философии 20–х гг. XX в., в отличие от неореализма утверждало возможность лишь опосредованного познания. Основные представители: Д. Дрейк (D. Drake), А. О. Лавджой, Дж. Пратт (J. Pratt), А. Роджерс (A. Rogers),… …   Энциклопедический словарь

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — в философии течение в американской философии 20 х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм. Основные представители Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В. Селлерс, Ч. О. Стронг. Согласно критическому реализму… …   Большой Энциклопедический словарь

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ — один из видов философского реализма, развивавшийся в первой половине XX в. Для его сторонников характерно требование эпистемологического обоснования реальности предметов сознания и познания. Продолжая традицию кантовского критицизма, К.р.… …   Современная западная философия. Энциклопедический словарь

  • критический реализм — художественное направление, возникшее в сер. 19 в. в ряде стран Европы и Америки и ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам. В. Г.… …   Художественная энциклопедия

  • Критический реализм (в искусстве) — Критический реализм, направление (метод) в реалистической литературе и искусстве 19 20 вв. Понятие К. р. воспринято советским литературоведением и искусствоведением от М. Горького, употребившего выражение К. р. (1934) для акцентирования… …   Большая советская энциклопедия

  • Критический реализм (в философии) — Критический реализм в философии, направление современной идеалистической философии, ведущее своё происхождение от «критической философии» И. Канта. Исходные принципы К. р. были сформулированы в Германии в конце 19 начале 20 вв. А. Рилем, О.… …   Большая советская энциклопедия

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (в литературоведении) — КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, условное обозначение в советском литературоведении (сер. 1930 х кон. 1980 х гг.) той ветви реалистического искусства 19 20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности; введено в литературный… …   Энциклопедический словарь

  • КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ (в философии) — КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, в философии течение в американской философии 20 х гг. 20 в., возникшее как реакция на неореализм (см. НЕОРЕАЛИЗМ (в философии)). Основные представители Д. Дрейк, А. О. Лавджой, Дж. Пратт, А. Роджерс, Дж. Сантаяна, Р. В.… …   Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»