«ТИМЕЙ»

«ТИМЕЙ»
«ТИМЕЙ»
        диалог Платона, относящийся к позднему периоду его творчества. Оспорить поздний характер «Т.» пытался Г. Оуэн (1953), объединявший «Т.» в одну группу с «Государством» и др. диалогами среднего периода. Его подверг критике X. Чернис (1957), доказавший, что «Т.» написан позже «Государства», «Теэте-та» и «Парменида» и, по всей вероятности, позже «Софиста» и «Политика». Если «Государство» показало, что индивидуальные добродетели лучше всего могут развиться при правильном гос. устройстве, то «Тимей» должен был показать укоренённость человека и государства в общекосмич. жизни.
        Действующие лица «Т.» — Сократ, пифагореец Тимей из Локр Италийских (повидимому, реальное историч. лицо, сведений о котором помимо «Т.», однако, не сохранилось), афинянин Критий, в доме крого происходит беседа (дед тирана Крития, дяди Платона), Гермократ, сиракузский адмирал, разбивший афинскую экспедицию против Сицилии в 415—413. Беседа ведётся на Великие панафинеи, праздновавшиеся в разгар лета. Диалог состоит из вводной беседы (17а—27b), в ходе которой Критий пересказал предание, некогда привезённое из Египта Солоном,— о подвиге жителей древнейших Афин, выступивших против союза городов легендарной Атлантиды (21а—25d), и рассказа Тимея (27с— 92с), составленного наподобие традиционных для ранней натурфилософии соч. «О природе». Речь Тимея — рассказ о создании вечно изменчивого чувств. мира — носит характер «правдоподобного мифа» и состоит из вступления (27 с — 29 d), вводящего необходимые для изложения темы категории бытия и становления, образца и подобия (далее дополненные категориями тождественного и иного, вечности и времени и др.), и трёх частей: поскольку космос создан демиургом из сочетания ума и необходимости, 1-я ч. (29d — 47е) рассматривает произведения ума (нуса), 2-я часть (47е — 69а)— произведения ананки (необходимости), а 3-я часть (69а — 92с) — то, что получается из сочетания двух первых начал. В 1-й части рассмотрены первичные элементы, из которых состоит космос, создание мировой души, человеч. душ и небесных тел. Во 2-й части рассмотрена проблема материи, которая понимается как «то, в чём», пространство (, собств. «помещение», «вместилище»), восприемница исходящих от ума эйдо-сов, называется «матерью» и «кормилицей», поскольку она лежит в основе всякого становления и возникновения; ум при этом оказывается «отцом», а возникший мир — «ребёнком»; здесь же рассмотрены трансформации первичных элементов, возникновение чувств. ощущений и восприятий. В 3-й части описано строение и функционирование человеч. организма.
        Будучи сводкой всех осн. вопросов космо- и антропогенеза, «Т.» подвёл итог натурфилософии 6—4 вв. до н. э. и лёг в основу формирования взглядов на строение космоса в эпоху эллинизма. Он оказал непосредств. влияние на Аристотеля и перипатетическую школу, на Древнюю Академию, стоицизм и — так или иначе — эпикуреизм (критике «Т.» Эпикур посвятил спец. трактат). Метафорич. двусмысленность «Т.» провоцировала при этом различные и иной раз противоположные его толкования — даже в русле ортодоксального платонизма. Так, хотя начиная с Древней Академии и вплоть до позднейших неоплатоников в антич. платонизме преобладало вневременное понимание творения в «Т.», некоторые представители среднего платонизма (Плутарх, Аттик, Гален) считали, что в «Т.» Платон учит о творении мира во времени. Эта т. зр., значимая для христ. читателей «Т.», была проведена в соч. александрийского неоплатоника Иоанна Филопона «Против Прокла по поводу вечности мира».
        С «Т.» вплоть до Возрождения по преимуществу было связано представление о Платоне (не случайно Рафаэль в «Афинской школе» изобразил философа с «Т.» в руке). Первым комментатором «Т.» был представитель Древней Академии Крантор; «Т.» толкуют стоики (специально — Посидоний); ряд комм. к отд. проблемам «Т.» пишет Плутарх; известно о комм. к «Т.» Порфирия и Ямвлиха; до нас дошла значит. часть комментария к «Т.» Прокла. На лат. яз. «Т.» перевёл Цицерон (фр. 27d — 47b); необычайной популярностью на лат. Западе пользовался пер. и комм. Калкидия (вероятно, ок. 400). Араб. философия усвоила «Т.» благодаря переводу в 9 в. парафразы Галена.
        Рус. пер.: В. Н. Карпова (1879), Г. В. Малеванского (1883), С. С. Аверинцева (1971).
        Martin Т. Н., Les etudes sur le «Timee» de Platon v. 1—2, P., 1841; The Timaeus of Plato, ed. with introd. and notes by B. D. Archer-Hind, L. —Carab., 1888; T a y-lor A. E., A commentary on Plato's Timaeus, Oxf., 1928; Plato's cosmology: The Timaeus of Plato, transl. with comm by F. M. Cornford, N. Y., 1937; Galeni Compendium Timaei Platonis..., ed. P. Kraus et R. Walzer, L., 1951 (Plato Arabus, v. 1); Timaeus. A Calcidio translatus commentarioque instructus ed. J. H. Waszink, L., 19752 (Plato Latinus, v. 4); Balles M., Die Weltentstehung des platonischen Timaios nach den antiken Interpreten, Tl 1—2, Leiden, 1976—78.
        Ю. А. Шичалин.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "«ТИМЕЙ»" в других словарях:

  • ТИМЕЙ —     «ТИМЕЙ» (Τίμαιος ἤ ттер! φύσ€ως, подзаголовок: «О природе»), диалог Платона, посвященный происхождению и устройству Вселенной космогонии и космологии. Написан, вероятно, в 360 е 350 е годы; относится к числу поздних произведений Платона;… …   Античная философия

  • “ТИМЕЙ” —     “ТИМЕЙ” (Τίμαιος, ή Περί φύσεως, φυσικός, подзаголовок: “О природе, физический”) диалог Платона. Написан, вероятно, в 60 50 е гг. 4 в.; относится к числу поздних произведений Платона. Название носит по имени пифагорейца Тимея, от лица… …   Философская энциклопедия

  • ТИМЕЙ — «ТИМЕЙ» – название произв. Платона, в котором излагаются его космология и натурфилософия. Философский энциклопедический словарь. 2010 …   Философская энциклопедия

  • Тимей — Тимей, Timaios, из Тавромена на Сицилии, ок. 350–250 гг. до н. э., греческий историк. Был сыном тирана Тавромена Андромаха. Изгнанный из своего города в 317 или 312 г. по принятии власти Агафоклом, по видимому, до смерти жил в Афинах. Его главное …   Античные писатели

  • Тимей — ( ценимый , уважаемый ), отец нищего слепца, исцел. Иисусом (Мк 10:46) …   Библейская энциклопедия Брокгауза

  • Тимей — (Timaeus, Τιμειος). Историк, живший сежду 352 256 гг. до Р. X. Он написал историю своей родины Сицилии, начиная с древнейших времен до 264 г. до Р. X. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С.… …   Энциклопедия мифологии

  • Тимей —    1) (ок. 356 ок. 260)    др. гр. историк. Род. в г. Тавромений (о в Сицилия). После изгнания из Сицилии (между 317 310) прожил 50 лет в Афинах. Наиб, значит, из соч. Т. была «История» (в 38 или 43 кн.), от к рой сохран. только отрывки в трудах… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • ТИМЕЙ — Пифагорейский философ из Локр, Южная Италия. В последнем диалоге Платона выступает как главный оратор; по другим источникам неизвестен и, по видимому, вымышлен Платоном. Диалог содержит первое упоминание об Атлантиде и представляет собой попытку… …   Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

  • ТИМЕЙ — Пифагорейский философ из Локр, Южная Италия. В последнем диалоге Платона выступает как главный оратор; по другим источникам неизвестен и, по видимому, вымышлен Платоном. Диалог содержит первое упоминание об Атлантиде и представляет собой попытку… …   Список древнегреческих имен

  • Тимей (значения) — Тимей: «Тимей»  Диалог Платона. Тимей из Тавромения  древнегреческий историк, впервые предложивший счёт времени по Олимпиадам. Тимей из Локр  философ пифагореец. Тимей, греческий грамматик …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»