БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
        течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидат. деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в котором оно стремилось найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх смерти, одиночества и т. п.) без аппеляции к стоящей над человеком силе. Представители Б.— А. В. Луначарский, В. А. Базаров, отчасти М. Горький — объявляли своей задачей обоснование новой пролет. религии без бога, которая фактически превращалась в обожествление коллектива и прогресса, призванных возбуждать в человеке «сложное творческое чувство веры в свои силы, надежды на победу любви к жизни» (Горький М., Ответ на анкету «Французского Меркурия») и действенно связать идеал и действительность. Б. исходило из того, что в основе всякой идеологии лежит мироощущение, объединяющее людей в их эмоциональном отношении к «святыне», которой не обязательно должен быть бог. Здесь Б. сближалось с «позитивной религией» Конта и «религией человечества» Фейербаха. Представители Б., пропагандируя свои идеи, выступали в печати (сб. «Очерки по философии марксизма», 1908; В. Базаров, «Богоискательство и Б.», в кн.: Вершины, кн. 1, 1909); в 1909 они организовали на о. Капри школу для рабочих, представлявшую собой — «... литераторский центр богостроительства...» (Ленин В. И., ПСС, т. 47, с. 198), а затем фракционную группу «Вперёд». Г. В. Плеханов резко критиковал Б. («От. н. религ. исканиях в России». Соч., т. 17). В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газ. «Пролетарий», которым руководил В. И. Ленин, квалифицировало Б. как «...течение, порывающее с основами марксизма...» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 1, 1970, с. 276).
        Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем отказались от попыток религ. интерпретации марксизма.
        Ленин В. И., [Письмо] А. М.Горькому от 25 февр. 1!)1)8, ПСС, т. 47, с. 143; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 18, с. 9—11, 64—67; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 17; его же, [Письмо] ученикам каприйской школы, там же, т. 47.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
религ.-филос. течение в России, ставившее целью создание "новой" религии – без бога. Возникло и распространилось в период реакции 1907–10 среди части неустойчивой в идейном отношении с.-д. интеллигенции. Б. есть выражение взглядов "отчаявшихся и уставших" от революции мелких буржуа, занявшихся "любовным самосозерцанием" и "мечтательным „самооплевыванием“" (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 35, с. 90).
Наиболее полно идеи Б. выражены в работах Луначарского "Религия и социализм" (ч. 1–2, 1908–[1911]), "Атеизм" (в кн.: "Очерки по философии марксизма", 1908), "Будущее религии" (в журн. "Образование", 1907, No 10–11), "Двадцать третий сборник „Знания“" (в кн.: "Литературный распад", кн. 2, 1909). Активным пропагандистом Б. был Базаров ("Богоискательство и „богостроительство“", в кн.: "Вершины", кн. 1, 1909), "Христиане третьего завета и строители башни Вавилонской" (в кн.: "Литературный распад", кн. 2, 1909). Нек-рое время под влиянием Б. был Горький ("Исповедь", Повесть, 1907, опубл. в сб. "Знание", кн. 23, 1908; "Разрушение личности", в кн.: "Очерки философии коллективизма", сб. 1, 1909); в результате ленинской критики он отошел от Б. В тесном идейном родстве с Б. находилась философия эмпириомонизма Богданова.
Антимарксистское по своей сущности, Б., однако, в отличие от богоискательства, сторонники к-рого прямо заявляли о своей враждебности марксизму и рабочему движению, пыталось выступать "от лица социал-демократии", претендовало на дальнейшее "развитие" социализма Маркса.
Отбрасывая марксистское понимание религии, оно рассматривало религию в качестве нравств. и эстетич. идеала, который призван спаять человечество, считало религ. чувство вечно присущим человеку, объявляло марксизм религ. системой, а себя – творцом новой религии. Луначарский называл Маркса прямым продолжателем религии Фейербаха, мыслителем, завершившим дело возвышения антропологии до степени теологии. Только религия способна, по мнению Луначарского, стать организующей силой социализма. В 1909 Богданов, Луначарский и др. организовали на о. Капри школу, получившую известность как "литераторский центр богостроительства" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 15, с. 437). В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газ. "Пролетарий", осудив фракц. деятельность этой школы, квалифицировало Б. "как течение, порывающее с основами марксизма" (КПСС в резолюциях ..., ч. 1, 7 изд., 1954, с. 222). В дек. 1909 богостроители приняли участие в создании группы "Вперед", в составе к-рой вели борьбу против большевиков, отстаивая тактику отзовистов и ультиматистов. Благодаря настойчивому разоблачению Лениным и большевистской газ. "Пролетарий" реакц. сущности Б., последнее не получило сколько-нибудь значит. распространения среди рабочих России.
Лит.: Ленин В. И., Письмо А. М. Горькому, Соч., 4 изд., т. 13, с. 415; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же т. 14, с. 7–8, 329–31; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15; его же, Письмо ученикам Каприйской партийной школы..., там же; его же, Резолюции совещания расширенной редакции "Пролетария", там же; его же, О фракции сторонников отзовизма и богостроительства, там же, т. 16, с. 29–30; его же, [Письма] А. М. Горькому (ноябрь и декабрь 1913), там же, т. 35; Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, Соч., т. 17; Царицын Α., Борьба В. И. Ленина с богостроительством, "Под знаменем марксизма", 1938, No 7; Сатина Р. П., Критика В. И. Лениным богостроительства, М., 1958 (Автореф. дисс).
Г. Арефьева. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО
    БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — религиозно-философское
    и идеологическое течение, возникшее в русской социалдемократии после революции 1905—07. Репрессивная политика царизма и распад массовых движений в обществе оживили интерес к религиозно-нравственным проблемам. Среди либеральной интеллигенции распространилось богоискательство — своего рода протест против официального православия и церкви, терявших авторитет из-за их связи с государством. Интерес к религии усилился и в рабочих слоях, и среди социал-демократов, многие из которых стремились по-новому осмыслить социалистические идеалы, придав им религиозную окраску. Вчерашние революционеры и атеисты, в отличие от “богоискателей”, попытались обосновать богостроительство, подразумевая под этим создание (ибо “богов не ищут, их создают”) новых сверхиндивидуальных объектов религиозного “поклонения”. Таковы, по мнению богостроителей (Базаров, Горький, Луначарский, Юшкевич и др.), вполне рационально толкуемые марксизмом “природа-космос”, “труд”, “техника”, “коллектив”, “творчество”. Больше всех писавший о “богосочинительстве” Луначарский увидел в теории научного социализма “пятую великую религию, формулированную иудейством” (Религия и социализм, ч. 1, 1908, с. 145). Первые четыре—иудаизм и вышедшие из него христианство, ислам и пантеизм Спинозы. В учении Маркса (“пятой религии”) уже “нет и не может возникнуть никаких трансцендентных представлений” (там же). Это “религия без бога”, т. е. религиозный атеизм. Согласно концепции богостроительства, суть всякой религии заключается в ценностной ориентации, в снятии противоречия между идеалом и действительностью. Этому лучше всего удовлетворяет Марксова теория социализма, становясь “высшей формой религиозности”. Таким образом, социализм—“религия труда”, активизма, основанная не на мистических началах, а на реализме “чистого опыта” (центральное понятие философии Авенариуса). Отбросив “ветхий плащ старого материализма” (Луначарский), богостроители опирались на эмпириокритицизм, “на философию коллективизма” Богданова с ее идеей организации опыта. В качестве “организующих” они рассматривали и религиозные понятия (Бог, вера, чудо и др.). Они полагали, что в религиозной оболочке научный социализм в России будет легче усваиваться массами, особенно крестьянами. Позднее Луначарский назвал своим “самым ложным шагом” создание теории богостроительства и признал справедливость его критического анализа (К вопросу о философской дискуссии 1908—1910 гг.—Литературное наследство, т. 82, 1970, с. 497). К нач. 1-й мировой войны богостроительство как течение перестало существовать, хотя отдельные его элементы у ряда философов прослеживаются и позднее.
    Лит.: О веяниях времени; сб. СПб., 1908; Луначарский А. В. Религия и социализм. СПб., 1908, ч. 1; 1911, ч. 2; Юшкевич П. С. Материализм и критический реализм (о философских направлениях в марксизме). СПб., 1908; Вершины. СПб., 1909, кн. 1; Ленин В. И. Об отношении рабочей партии к религии; О фракции сторонников отзовизма и богостроительства; Письма А. М. Горькому (XI, 1913).—Поли. собр. соч., т. 17, 19, 48; Очерки философии коллективизма. СПб., 1909, сб. 1; Плеханов Г. В. О так называемых религиозных исканиях в России (1909); Он же. Избр. филос. произв. в 5 т. М., 1957, т. 3; Базаров В. На два фронта. СПб., 1910; Ласковая М. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. М., 1976; Савельев С. И. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Л., 1987.
    А. П. Поляков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО" в других словарях:

  • богостроительство — богостроительство …   Орфографический словарь-справочник

  • Богостроительство — этико философское течение в русском марксизме, развивавшееся левыми литераторами в первом десятилетии XX века с целью интеграции идей марксизма и религии и основанное на предполагаемом сходстве социалистического и христианского мировоззрения. Его …   Википедия

  • Богостроительство — см. Богоискательство и Богостроительство. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО, богостроительства, мн. нет, ср. (ист.). Литературно философское течение в среде русской социалистической интеллигенции в эпоху реакции после революции 1905 г., стремившееся сочетать марксизм с религией и осужденное… …   Толковый словарь Ушакова

  • БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — враждебное марксизму религ. филос. течение, возникшее среди небольшой группы неустойчивой с. д. интеллигенции в эпоху реакции 1907 10 в России. После поражения революции 1905 07, в условиях контрреволюц. столыпинского режима, среди бурж.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Богостроительство —         этическое течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1 м десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидательную деятельность человечества как религиозную. Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в… …   Большая советская энциклопедия

  • Богостроительство — идейное течение в рус. социал. демократии нач. 20 в., понимавшее социализм как человекопоклонство, гуманистич. коллективистскую религию. Виднейшие представители А. Луначарский, В. Базаров, П. Юшкевич, Н. Валентинов, Ю. Стеклов, Г. Алекскинский, М …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Богостроительство —    религиозно философское и идеологическое течение, возникшее в рус. социал демократии после революции 1905–1907 гг. В условиях репрессивной политики царизма и распада массовых движений в об ве начали расти настроения бессилия, апатии, пессимизма …   Русская Философия. Энциклопедия

  • БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — направление в позитивистской и атеистической философии нач. ХХ в., поставившее своей основной целью создание новой религии «религии без Бога» на основе коллективного опыта и трудовой деятельности человечества. Возникшее в безрелиг. среде и… …   Православная энциклопедия

  • Богостроительство — ср. Философско этическое течение, возникшее в начале XX в. в среде русской социал демократии, представители которого стремились соединить социалистические идеи с религиозными. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»