ЕВГЕНИКА

ЕВГЕНИКА
ЕВГЕНИКА
(от греч. eugenes – благородный)
созданное Фрэнсисом Гальтоном и восходящее к «Государству» Платона учение об условиях, при которых рождается потомство, удачное по своим физическим и духовным признакам, и предотвращается рождение неудачного поколения.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

ЕВГЕНИКА
    ЕВГЕНИКА — совокупность социальных и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций.
    Термин “евгеника” предложил в 1883 Френсис Гальтон. Согласно ему, евгеника — это наука, которая призвана разрабатывать методы социального контроля, которые “могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные” (Galton F. Inquines Into the Human Faculty L, 1883, p. 44).
    В 1-й пол. 20 в. идеи евгеники породили влиятельное научное и политическое движение. Многие видные биологи, сторонники евгеники, выступали в роли консультантов при правительствах различных стран по вопросам эмиграции, аборта, стерилизации, психиатрической помощи, образования и т. д. По мнению сторонников евгеники, в современном обществе за счет развития медицины, социальной поддержки инвалидов и улучшения качества жизни действие естественного отбора ослабло, в результате чего возникла опасность расового вырождения. “Субнормальные” индивиды участвуют в размножении, засоряя генофонд нации “недоброкачественными генами”. Евгенические методы направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение населения.
    Различают негативную и позитивную евгенику. Негативная евгеника предполагает лишение неполноценных граждан возможности продолжения рода и передачи по наследству “субнормальных” генов. Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества (напр., финансовые) для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных. Исторически в качестве основного объекта негативной евгеники рассматривались алкоголики, психиатрические больные, наркоманы, больные сифилисом, уголовные преступники, “половые извращенцы” и др. Первый закон о принудительной стерилизации был принят в 1907 в штате Индиана (США). Стерилизация разрешалась по генетическим основаниям. Позднее подобные законы были приняты почти в тридцати штатах США. Всего в США до 2-й мировой войны было зарегистрировано около 50 000 случаев принудительной стерилизации. В то время многие американские штаты ввели законы, запрещающие межрасовые браки по евгеническим основаниям. Человек считался “негром”, если у него было всего 1/32 “негритянской крови”. Т. о., использовался более жесткий расовый критерий, чем тот, который применялся при определении “неарийского происхождения” в нацистской Германии, где “евреем” признавался человек, имеющий больше 'Д “еврейской крови”. Евгенические программы, включавшие методы насильственной стерилизации, существовали также в Канаде и во многих западноевропейских странах.
    Идеи евгеники оказали существенное влияние на формирование фашистской расовой теории. Германские специалисты в области евгеники ввели понятие “генетическое здоровье” нации, а также разработали специализированную отрасль превентивной медицины — “расовую гигиену”. В 1933 был принят “Закон о защите потомства от генетических заболеваний”, применение которого до краха фашистской Германии привело к более чем 350 000 случаев насильственной стерилизации. Генетическое консультирование в нацистской Германии было обязательным условием для получения разрешения на вступление в брак.
    После 2-й мировой войны идеи и практика евгеники были надолго дискредитированы. Новая волна обсуждения проблем евгеники (и связанных с ней опасений) зарождается и усиливается в связи с бурным прогрессом молекулярной генетики в последние десятилетия, в частности, с возможностями и перспективами обнаружения на стадии эмбрионального развития и даже на предэмбриональных стадиях множества генетически обусловленных заболеваний и дефектов. В последние годы евгеника как форма государственной политики развивается в Сингапуре. Она направлена на стимулирование плодовитости образованных женщин и ограничение ее среди необразованных. Отдельные мероприятия евгенического характера узаконены также в Японии и Китае. Евгенические исследования (нередко выступавшие как составная часть социальной гигиены) активно развивались в СССР в 1920-х и в нач. 1930-х гг., в т. ч. такими крупными учеными, как Н. Кольцов и Ю. Филипченко. Однако в СССР евгеника так и не стала частью государственной политики. Более того, в 1930-х гг. в ходе начавшегося идеологического давления на генетику она была фактически запрещена. Тем не менее ряд идей евгеники (напр., организация кабинетов медико-генетической консультации) вошел в арсенал современной медицинской генетики. Особую остроту в евгенике приобрела проблема насильственных мер и принуждения. Отнюдь не все евгеники были сторонниками таких мер. Так, британские евгеники пропагандировали идеи добровольных евгенических мероприятий. С точки зрения консервативных либералов действие может рассматриваться как свободное (т. е. не содержащее признаков принуждения) в том случае, если отсутствуют правовые или иные формальные (напр., административные) барьеры для его выбора и осуществления. В рамках социалистической традиции считается, что принуждение отсутствует тогда, когда человек практически имеет возможность согласиться или отказаться от осуществления определенного действия.
    В США и странах Западной Европы цели медицинской генетики ныне смещаются от обеспечения интересов популяции к более полному учету интересов и ценностей отдельных пациентов и их семей. Возникает феномен, который Р. Райт назвал “евгеникой домашнего изготовления”. Вместе с тем общество должно ответственно использовать и контролировать социальные и экономические силы принуждения, которые могут существенно влиять на формально свободный личный выбор индивидов. Массовая “фабрикация” детей с генетическими качествами, добровольно избранными родителями, несет на себе печать не только личных предпочтений, но и давления определенных экономических и социальных факторов. Проблема для современного общества заключается в том, что эти факторы можно регулировать исходя из блага популяции, или, наоборот, ими можно манипулировать в корпоративных и групповых интересах.
    Лит.: Филипченко Ю. А. Пути улучшения человеческого рода (евгеника). Л., 1924; Chan С. К. Eugenics on the Rise: A Report From Singapore. — В кн.; Ethics, Reproduction and Genetic Control, ed. by R.F. Chadwick. L.-N.Y., 1987, p. 164-172; Nelkin D. Tanwedi L. Dangereuse Diagnostics. The Social Pour of Biological Information. N. Y, 1989; Levantin R. C. Biology as Ideology: The Doctrine of DNA. N.Y, 1992; Are Gènes US? Thé Social Consequences of the New Genetics, ed by С. F. Cranor. New Bruswick—New Jersey. 1994, p. 155—180; Herrnstain R. ]., Murray Ch. Thé Beîl Curve Wars. Race, Intelligence and the Future of America. N. Y, 1995.
    П. Д. Тищенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЕВГЕНИКА" в других словарях:

  • ЕВГЕНИКА — [< гр. eugenes породистый, благородного происхождения] учение о наследственном здоровье человека, о возможных методах влияния на эволюцию человечества для совершенствования его природы, о законах наследования здоровья, одаренности. Ср.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЕВГЕНИКА — (от греч. ей хорошо и ge nos род), по определению ее основателя Гальтона «дисциплина, изучающая, какие факторы улучшают и какие ухудшают врожденные качества расы». В основе Е. лежит изучение законов наследственности, генетики (см.)… …   Большая медицинская энциклопедия

  • ЕВГЕНИКА — (от греч. eugenes хорошего рода) теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы евгеники были впервые сформулированы Ф. Гальтоном (1869), предложившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Евгеника — (от греч. eugenes породистый) улучшение человеческого вида за счет контроля за генофондом, автор Ф. Гальтон . Одной из основных задач ставится задача повышения рождаемости одаренных людей. Основные разработки ведутся в следующих направлениях:… …   Психологический словарь

  • ЕВГЕНИКА — ЕВГЕНИКА, дисциплина, посвященная улучшению человеческой породы путем СЕЛЕКЦИИ, созданная в XIX в. Френсисом ГАЛЬТОНОМ. Он предлагал «улучшить» человеческий род, установив общественный контроль над брачными парами и поощряя родителей,… …   Научно-технический энциклопедический словарь

  • Евгеника — (от греч. eugenes хорошего рода) теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы евгеники были впервые сформулированы Ф. Гальтоном (1869), предложившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные качества… …   Политология. Словарь.

  • евгеника —         ЕВГЕНИКА (от греч. eugenes благородного происхождения, породистый) учение об усовершенствовании человеческой «породы» методами селекции, применяемыми в животноводстве.         Сама по себе идея Е. очень древняя. Напр., в «Государстве»… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Евгеника — (гр.eugenes асыл тұқымды) адамның тұқым қуалаушылығы және оны жақсарту жолдары туралы адам генетикасы мен медициналық генетиканы қолдануды пайдалануға шақыратын ілім.Евгениканың әсіре бағыттары нәсілшілдік пен «әлеуметтік дарвинизм» ағымдарының… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Евгеника —  Евгеника  ♦ Eugenisme    Теория улучшения человеческого рода не путем воспитания отдельных индивидуумов, а путем селекции или генных манипуляций. Евгеника больше полагается на изменение генотипа человечества, чем на развитие его культурного… …   Философский словарь Спонвиля

  • ЕВГЕНИКА — (от греческого eugenes хорошего рода), теория о наследственном здоровье человека и путях его улучшения. Принципы евгеники были впервые сформулированы Ф. Гальтоном (1869), предложившим изучать влияния, которые могут улучшить наследственные… …   Современная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»