БУТРУ

БУТРУ
БУТРУ
(Boutroux) Эмиль (1845—1921) — фр. философ, в центре внимания которого находились проблемы детерминизма и свободы, творчества и необходимости. При объяснении явлений жизни и психики Б. выступал против механицизма и механистического детерминизма, говоря о радикальном разрыве между материальным, инстинктивным и мыслительным уровнями бытия. Законы природы не абсолютны, они оставляют место случайному, индивидуальному, в конечном счете — творческому принципу, необъяснимому творческому началу. Уровни бытия, по Б., образуют иерархическую лестницу, поднимающуюся от неодушевленной материи к духовному совершенству Бога; Бог в наибольшей степени способен к творчеству; этой же способностью наделен и человек, однако он может утратить ее из-за привычного следования обыденному. Б. утверждал первичность духа и считал, что в основе биологической эволюции лежит случайный творческий акт, постоянно создающий новое; задача философии заключается в том, чтобы создать «логику случайного» как логику гармонии.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

БУТРУ
        (Boutroux) Эмиль (28.7.1845, Монруж, близ Парижа,— 22.11.1921, Париж), франц. философидеалист. В центре внимания Б.— проблемы детерминизма и свободы, творчества и необходимости. Б. выступал против механицизма и механич. детерминизма при объяснении явлений жизни и психики, утверждая радикальный разрыв уровней бытия — материального, инстинктивного и мыслящего — и подчёркивая, что высшие формы жизни необъяснимы в терминах механистич. законов, управляющих материей. При этом Б. утверждал первичность духа и считал, что в основе биологич. эволюции лежит случайный с т. зр. законов материи свободный творч. акт, постоянно производящий что-то новое. Это новое нельзя охватить науч. законами, которые фиксируют постоянное, неизменное. Согласно Б., уровни бытия образуют иерархич. лестницу: от неодушевлённой материи до духовного совершенства бога. Бог в наибольшей степени способен к творчеству и свободе; наделён этой способностью и человек, хотя он может и утратить её из-за привычного следования рутине. И даже материальные объекты не полностью лишены духовного начала — у них есть тенденция к высшему. Необходимость и причинность в природе Б. подменял идеалистич. телеологией. Учеником Б. был Бергсон.
        De l'idee de loi naturelle dans la science et la Philosophie contemporaine, P., 1895; Science et religion dans la philosophic contemporaine, P., 1908; в рус. пер.— О случайности законен природы, М., 1900; Паскаль, СПБ, 1901; Вильям Джемс и религ. опыт, М., 1908; Наука и религия в совр. философии, СПБ, 1910.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

БУТРУ
(Boutroux), Эмиль (28 июля 1845 – 22 нояб. 1921) – франц. бурж. философ, представитель спиритуалистич. позитивизма. Проф. Сорбонны; с 1912 – член Франц. академии. Защищая религию и мистику, Б. выступал с критикой науки и науч. методов ("О случайности законов природы" – "De la contingence des lois de la nature", 1874, рус. пер. 1900). Б. отрицал существование объективных закономерностей; "корень бытия" у него – свобода, источником к-рой является вечно творящий мировой разум. Религия, по Б., есть высшая ступень духовной свободы, выражение человеч. стремления выйти за пределы данного. Учение Б. оказало влияние на Бергсона, Блонделя, Брюнсвика.
Соч.: De l'idée de loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaines, P., 1895; Е́tudes d'histoire de la philosophie, 5 éd., P., 1925; Pascal, 5 éd., P., 1912; Science et religion dans la philosophie contemporaine, P., 1908 (рус. пер. СПБ, 1910).
Л. Герман. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

БУТРУ
    БУТРУ (Boutroux) Эмиль (28 июля 1845, Монруж, близ Парижа —• 22 ноября 1921, Париж)—французский философ, представитель спиритуалистической традиции. С 1871—профессор философии университета в Нанси (1876). С 1888 по 1907 заведовал кафедрой современной философии в Сорбонне. Бугру—критик точного научного знания. Он сосредоточил внимание на анализе научного творчества с целью выяснения, действительно ли категория необходимой связи, внутренне присущая разуму, присуща и самим вещам. “Если бы в данном нам мире,— писал Бугру,—проявлялась подлинная, ни к чему не сводимая случайность, то следовало бы полагать, что законы мира не являются самодостаточными и имеют свое основание в превосходящих их причинах, таким образом, точка зрения разума не была бы окончательной точ
    кой зрения познания вещей случайности законов природы” (Бутру Э. О случайности законов природы. М., 1900, с. 4-5).
    В центре анализа Бугру—законы сохранения как основа детерминизма. Эти законы, считает Бугру, казалось бы, полностью исключают случайность, однако существует столько же законов, сколько уровней бытия, и на всех эти?? уровнях более высокий уровень выступает в качестве случайного по отношению к низшим уровням. Эта случайность или несводимость уровней бытия друг к другу есть позитивная данность; более того, законы сохранения ставят проблему постоянства количества (энергии, жизненной силы, теплоты и т. д.). В механике принцип сохранения силы проявляется лишь в системе данных в опыте механических элементов и не выводит на познание высшей по отношению к опыту метафизической сущности; кроме того, невозможно строго установить абсолютное равенство двух последовательных состояний системы, и единственное постоянство, о котором может идти речь, есть постоянство изменения, необъяснимое в рамках механики. На каждом из уровней бытия роль случайности усиливается. На уровне жизни проявляется и действие исторического фактора в форме совершенствования или деградации. Т. о., заключает Бугру, на высших уровнях бытия “сохранение целого не определяет действий индивидуального существа, напротив, оно от них зависит”, индивид превращает закон в орудие своего действия. Дедуктивный характер современной науки не должен вводить ученого в заблуждение: необходимость сосредоточена не в самом принципе, но в его следствиях. Тем самым Бугру ставит под сомнение “ценность позитивных наук”, способных познать лишь постоянные и неизменные стороны бытия, тогда как подлинная жизнь остается вне поля зрения науки. Однако это не означает отказа от познания нашего опыта, границы которого, напротив, должны быть раздвинуты. Опыт служит основанием для индукции и установления закона, он упускает из виду исторический аспект существования всех вещей, не объясняя случайности; подлинное же и окончательное объяснение случайности можно найти только в морали, в стремлении к Благу: “Бог есть то самое бытие, чье творящее воздействие мы ощущаем в глубинах нашего я, в наших стремлениях приблизиться к нему”. И вся иерархия бытия предстает как средство и условие развития свободы, нарастающей на каждом уровне вопреки действию физической необходимости. Критикуя натурализм. Бугру видит в свободе исток бытия, которое имеет случайную форму.
    Историко-философские исследования Бугру согласуются с основными положениями его доктрины. Так, его диссертация “De veritatibus aetemis apud Cartesium” (1874; франц. пер. 1927) посвящена анализу случайности, приписываемой Декартом действию Бога. Во Введении к переводу книги Э. Целлера “Философия греков” (1877) он доказывает случайный характер исторического прогресса разума. В поздних работах (“Наука и религия в современной философии”, 1908; “Уильям Джеймс”, 1911; “Об отношении философии к наукам”, 1911; статье “Психология мистицизма”, 1907) Бугру доказывает, что научный разум порожден реакцией разума, восставшего против религиозного духа, что триумф науки и утрата позиций религиозным разумом—две стороны одной проблемы. При этом он выступает за то, чтобы религия, не чиня никаких препятствий развитию науки и демократии, оставалась бы самой собой, очистилась бы от политических форм, в которые ее пытаются замкнуть, и оставалась бы созерцанием Бога и истины.
    Соч.: De la Contingence des lois de la Nature. P., 1874; De l'idée de la loi naturelle dans la science et la philosophie contemporaine. P., 1895; Etudes d'histoire de la Philosophie. P., 1897; W.James. P., 1911; Science et religion dans la philosophie contemporaine. P., 1908; Morale et religion. P., 1925; О случайности законов природы. M., 1900; Паскаль. СПб., 1901; Наука и религия в современной философии. СПб., 1910. Лит.: fontaine A. P. La Philosophie d'E. Boutroux. P., 1920.
    M. M. Федорова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "БУТРУ" в других словарях:

  • Бутру — Бутру, Этьен Эмиль Мари Эмиль Бутру Étienne Émile Marie Boutroux Имя при рождении: Этьен Эмиль Мари Бутру Дата рождения …   Википедия

  • Бутру Эмиль — (Boutroux) (1845 1921), французский философ, иностранный член корреспондент Петербургской АН (1916). Представитель спиритуализма; отстаивал позиции индетерминизма. * * * БУТРУ Эмиль БУТРУ (Boutroux) Эмиль (1845 1921), французский философ,… …   Энциклопедический словарь

  • БУТРУ (Boutroux) Эмиль — (1845 1921) французский философ, иностранный член корреспондент Петербургской АН (1916). Представитель спиритуализма; отстаивал позиции индетерминизма …   Большой Энциклопедический словарь

  • Бутру Эмиль — Бутру (Boutroux) Эмиль [28.7.1845, Монруж (Сена), ≈ 22.11.1921, Париж], французский философ идеалист, представитель спиритуализма. Профессор Сорбонны, член Французской академии (1912). Б. выступил с критикой контовского позитивизма и… …   Большая советская энциклопедия

  • Бутру, Этьен Эмиль Мари — Эмиль Бутру Étienne Émile Marie Boutroux Имя при …   Википедия

  • Бутру Этьен Эмиль Мари — Эмиль Бутру Этьен Эмиль Мари Бутру (фр. Étienne Émile Marie Boutroux), больше известный как Эмиль Бутру (28 июля 1845 22 ноября 1921) французский философ и историк философии. Преподавал в университетах Монпелье, Нанси, Эколь Нормаль Сюперьёр и… …   Википедия

  • Бутру Эмиль — Эмиль Бутру Этьен Эмиль Мари Бутру (фр. Étienne Émile Marie Boutroux), больше известный как Эмиль Бутру (28 июля 1845 22 ноября 1921) французский философ и историк философии. Преподавал в университетах Монпелье, Нанси, Эколь Нормаль Сюперьёр и… …   Википедия

  • Бутру, Эмиль — Эмиль Бутру Этьен Эмиль Мари Бутру (фр. Étienne Émile Marie Boutroux), больше известный как Эмиль Бутру (28 июля 1845 22 ноября 1921) французский философ и историк философии. Преподавал в университетах Монпелье, Нанси, Эколь Нормаль Сюперьёр и… …   Википедия

  • Бутру — (Boutroux)         Эмиль [28.7.1845, Монруж (Сена), 22.11.1921, Париж], французский философ идеалист, представитель Спиритуализма. Профессор Сорбонны, член Французской академии (1912). Б. выступил с критикой контовского Позитивизма и… …   Большая советская энциклопедия

  • БУТРУ — (Эмиль): французский философ (Монруж, 1845 Париж, 1921). Автор книги «О случайности законов природы» (1874). Преподавал в Париже в Высшей нормальной школе (1877) и Сорбонне (1885) [Фр. акад., 1912]. Бугру считает, что различные порядки феноменов… …   Философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»