- БХАГАВАДГИТА
- БХАГАВАДГИТА
-
(санскр. Bhagavadgita — «Песнь Господина мира») — авторитетнейший и популярнейший памятник индуизма, сочетающий многообразие идей с силой художественной экспрессии, включенный в корпус «Махабхараты» и содержащий 18 глав и более 700 стихов. «Б.» складывалась, вероятно, постепенно, но основное ее ядро восходит, видимо, к кон. I тыс. до н.э. — раннему этапу становления культа Кришны (главного воплощения Вишну) — и построена в виде диалога Кришны с героем Пандавов Арджуной. Мировоззренческое содержание «Б.» можно охарактеризовать как адаптацию монистического учения Упанишад к задачам индуистской «теософии»: Кришна является Атманом всех существ, пребывающим в их «сердце», их началом, концом и серединой, а Брахман — вместилищем того «семени», из которого он производит все сущее. В «Б.» принципы и ключевые понятия ранней санкхьи и йоги (двух из шести ортодоксальных систем инд. философии) переосмысливаются в контексте персонифицированного панэнтеизма. «Б.» как первый опыт широкой популяризации эзотерического наследия брахманизма выдвигает универсалистские принципы: каждый член индуистского общества должен следовать своей дхарме, и перед ним открыты три пути достижения высшей человеческой цели: «путь познания», соответствующий брахманическому гносису, «путь действия» — совершение предписанных действий ради самого предписания, а не ради «плодов», и «путь преданности» — эмоциональное «растворение» адепта в Божестве; этот путь объявляется наиболее эффективным. Установка на повышение конкурентоспособности индуизма перед лицом активной миссионерской деятельности буддизма представляется в «Б.» очевидной. На «Б.» составлены многочисленные комментарии, самый ранний принадлежал Шанкаре.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- БХАГАВАДГИТА
-
(санскр., букв. – божественная песнь) – религ.-филос. памятник древнеинд. эпоса. Представляет собой один из эпизодов 6-й книги Махабхараты, включает ок. 750 двустиший (шлок), разбитых на 18 глав. Возникновение Б. относится к 9–6 вв. до н.э. В Европе Б. впервые стала известна благодаря переводу ее на англ. язык Ч. Уилкинсом в 1785. На рус. яз. впервые переведена с англ. текста Н. Новиковым в 1788 под названием "Багуат-Гета, или Беседы Кришны с Аржуном". По форме Б. представляет собой беседу готовящегося вступить в битву военачальника Арджуны с богом Кришной. В начале битвы Арджуну вдруг охватывает сомнение в целесообразности этой братоубийств. бойни. Эта ситуация ставит перед ним ряд проблем этич. характера – о критериях правильного поведения, об ответственности человека за свои поступки, о целесообразности и смысле жизни. На помощь приходит бог Кришна, к-рый своими поучениями внушает Арджуне мысль о необходимости выполнения человеком своих обязанностей. Согласно поучениям Кришны, все в мире строго определено в соответствии с мировым космич. законом – дхармой, имеющим характер первичной духовной субстанции, формой проявления и существования к-рой являются все эмпирич. явления. Эта первичная субстанция наз. богом (под именами Брахмы, Вишну, Кришны и т.п.). Согласно Б., эмпирич. мир изменчив, преходящ и непостоянен – он не обладает истинным бытием; вечна, постоянна и истинна лишь одна духовная субстанция, к-рая лежит в основе человеч. души. Поэтому поведение человека определяется не им самим, а стоящим над ним законом. Истинная жизнь состоит в добровольном подчинении закону, выполнении всех его требований, определяемых обществом, т.е. кастовым положением человека. Поэтому нет никакого греха для воина Арджуны в убийстве своих ближних, ибо в данном случае он только выполняет обязанности своей касты кшатриев. Согласно Б., к богу ведет не самосозерцат. жизнь аскета, а бескорыстное и самоотверженное выполнение человеком своих обществ. обязанностей. Для обоснования своей этики Кришна выдвигает ряд религ.-филос. теорий, к-рые в своей основе базируются на принципах ранней санкхьи в теистич. интерпретации и практике йогизма.Осн. проблематика Б. обусловлена характером соц.-экономич. жизни инд. общества периода крушения родового строя. С одной стороны, в этот период еще сохраняли свою силу убеждения первобытнообщинного строя, когда ответственность за жизнь членов рода была одним из осн. морально-этич. устоев; с другой стороны, распад родо-племенных связей и процесс образования классового общества приводил к необходимости нарушения норм и обычаев родового строя. Настаивая на необходимости для человека выполнения своих кастовых обязанностей, Б. объективно оправдывала классовое деление, существовавшее в специфич. для Индии форме кастового строя. Поэтому Б. всегда была одним из осн. идеологич. устоев индуизма. Однако в периоды подъема нац. самосознания передовые силы инд. народа широко использовали призыв Б. к активности, трактуемой как проповедь бескорыстного служения обществ. интересам, как осуждение широко распространенных в Индии теории и практики аскетизма, ведущего к отказу от служения обществу. Издание: Махабхарата. II. – Бхагавадгита. Буквальный и лит. пер., введение и примечания Б. Л. Смирнова, Ашхабад, 1956 (имеется библиогр. указатель – изд., пер. и лит. о Б.).Н. Аникеев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
.