БЁМЕ

БЁМЕ
БЁМЕ
(Bohme) Якоб (1575—1624) — нем. протестантский мистик-визионер, теософ и богослов. Род. в крестьянской семье. По профессии сапожник. Пережив в 1600 и 1610 состояния религиозно-мистического экстаза, посвятил свою жизнь попыткам рациональной трансляции приобретенного опыта. После выхода в свет первого соч. «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (1612) Б. вступил в конфликт с религиозной общиной Герлица и был осужден как еретик. Вопреки наложенному на него запрету на литературную деятельность, в период с 1618 по 1623 создал серию теософских и религиозно-мистических сочинений («О троякой жизни человека», «40 вопросов о душе», «De signature rerum», «Mysterium Magnum» и многие др.), которые распространялись в списках благодаря усилиям сложившегося круга его учеников и последователей. Религиозное преследование Б. не прекращалось вплоть до его кончины.
Несистематичность произведений Б., их необычный язык, изобилующий неологизмами и многозначными символами, затрудняют интерпретацию его обширного наследия. В творчестве Б. переплетаются неоплатонические и гностические мотивы, влияние средневековой мистики, алхимической традиции, сочинений Коперника, Парацельса, В. Вейгеля, С. Франка и др. Центральная интуиция всего творчества Б. — монодуализм, представление о бытии как единстве единства и раздвоения. Применительно к Богу она развернута в учение о внутрибожественной жизни, представляющей собой вечное рождение Бога в Самом Себе и для Самого Себя из отличной от Него темной хаотической первоосновы. Бог есть единство двойственности, Да и Нет, Любовь и Гнев. Это единство в Боге двух принципов облекается в третий принцип, вечную Природу; т.о., Бог рождается для Себя как троичный. Для Б. саморождение Бога и становление природы, теогония и космогония — две стороны одного процесса, поэтому триединство Бога воплощается в динамическом, подвижном единстве противоборствующих сил видимой природы (т.н. качеств). Однако в отличие от пантеистических мистиков Возрождения Б. подчеркивает не только единство, но и раздвоение между Богом и природой, которое является следствием космической катастрофы падения Люцифера.
В основе антропологических воззрений Б. — представление о человеке как микрокосме; человекобраз соединения внутрибожественных принципов. В связи с общей монодуалистической установкой в антропологии Б. приобретает особое значение мистическое истолкование андрогинной природы человека. Синтез трех аспектов мировоззрения Б. (теософского, космологического и антропологического) осуществляется в т.н. христософии — учении о мистерии нового рождения человека во Христе.
Влияние Б. обширно и многообразно. Огромный интерес к наследию Б., возрожденному из забвения в сер. 18 в. в теософских сочинениях К. Сен-Мартена и Ф.К. Этингера, проявили деятели европейского романтизма — философы и теологи (Ф.В.Й. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Ф. фон Баадер), писатели и поэты (И.В. Гёте, Новалис, А. фон Арним), художники (Ф.О. Рунге), композиторы (А. Брукнер); его высоко оценивали Л. Фейербах, Э. фон Гартман, А. Шопенгауэр. Не менее многообразно, но почти не исследовано воздействие Б. на европейскую культуру 20 в. (примеры тому — кинематограф А. Ганса, аналитическая психология К.Г. Юнга, творчество нем. экспрессионистов и др.). Идеи Б. получили распространение и в США, где возникло несколько вдохновленных его учением религиозных общин. В России творчество Б. стало известно в кон. 18 в. благодаря переводческой деятельности масонов. Сильное влияние Б. испытал B.C. Соловьев, через посредство которого многие понятия и образы Б. вошли в культурный лексикон Серебряного века. В рус. философии 20 в. влияние Б. наиболее явственно видно у Н.А. Бердяева и С.Н. Булгакова.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

БЁМЕ
        (Bohme) Якоб (1575, Альтзайденберг,— 17.11. 1624, Гёрлиц), нем. философмистик. По профессии сапожник. Вызывал резкие нападки ортодоксального лютеранства. В многочисл. соч. («Аврора, или Утренняя заря в восхождении», 1612, изд. 1634; рус. пер. 1914; «О рождении и обозначении всех сущностей» — «De signature rerum...», 1622; «Великая тайна, или Изъяснение первой книги Моисея» — «Mysterium magnum, oder Erklarung uber das Erste Buch Mosis», 1623, изд. 1640, и др.) Б., основываясь на толковании библейских текстов, охватывает в противоречивой и отрывочной форме крайне широкий круг проблем (натурфилософия, теория знака и языка, антропология, этика), подводит итог традиции нем. ср.-век. мистики (Таулер, В. Вей-гель). Наиболее плодотворной оказалась диалектика Б., развёрнутая им в ярких и смелых образах (мир как движение и соединение противоречий, бог как «пропасть», рождающая «основу») и воспринятая впоследствии нем. поздним Просвещением (Гердер), романтизмом (Баадер, Ф. Шлегель), затем Гегелем и Фейербахом. Ф. Энгельс назвал Б. «...предвестником грядущих философов...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18, с. 574).
        Samtliche Schriften, hrsg. v. A. Paust und W. E. Peuckert, Bd 1—11, Stuttg., 1955—60; Die Urschriften, hrsg. v. W. Buddecke, Bd 1—2, StuttEf.—Bad Cannstatt, 1963—66; Glaube und Tat, hrsg. v. E.H. Paltz, B., 19762.
        Левен В. Г., Я. Б. и его учение, «Вестник истории мировой культуры», 1958, №5; КоугбА., La Philosophie de Jacob Boehme, P., 1929; Grunsky H., J. ?ohrae, Stuttg., 1956.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

БЁМЕ
Б ё м (Böhme, Böhm), Якоб (1575 – 17 нояб. 1624) – нем. философ-пантеист. Выходец из крест. семьи, по профессии сапожник. Подвергался преследованиям духовенства.
Б. – мистик, экзальтированный религ. мечтатель; в то же время в его учении имеются глубокие диалектич. и материалистич. идеи. По выражению Фейербаха, Б.– "материалистический теист" (см. В. И. Ленин, Философские тетради, 1947, с. 50). Маркс и Энгельс использовали термин Б. "м ý к а материи" для пояснения того, как понимался принцип самодвижения в 17 в. (см. Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Энгельс называл Б. "предвестником грядущих философов" ("Архив Маркса и Энгельса", т. X, 1948, с. 346).
Последовательной системы у Б. нет. Его произведения – "Аврора или утренняя заря в восхождении .." ("Aurora oder Morgenröthe im Aufgang...", 1612, изд. 1634, рус. пер. 1914), "О трех принципах божественной сущности" ("Beschreibung der drei Principicn Göttliches Wesens", 1660), "Теософские вопросы" ("Theosophische Fragen", 1624, изд. 1677) и др.– противоречивы, содержат переложения библейских мифов, полны поэтич. образов. Бог и природа для Б. – одно и то же, вне природы ничего нет. Бог творит самого себя. Первоначально он был ничто, пропасть (Ungrund), это был не дух, а лишь образ духа. Вглядевшись в самого себя, бог-отец создал сына – "слово жизни", ее "основу" (Grund). В результате соединения этих двух начал возник дух, божеств. троица. Раздвоенность, противоречивость Б. видел повсюду: все вещи состоят из "да" и "нет", мир развивается в силу борьбы добра и зла, света и тьмы. Без тождества в одном предмете двух противоречивых начал, находящихся в постоянной борьбе, вещи были бы ничто и стояли бы без движения ("Теософские вопросы").
Под влиянием Б. находились Баадер и Шеллинг, в известной мере Гегель и Фейербах. Рус. масоны перевели и издали ряд сочинений Б. (см. Русские переводы Я. Бёме в "Библиогр. записках", 1858, с. 129 и след.).
Соч.: Sämratliche Werke, Bd 1–7, Lpz., 1922; Glaube und Tat, В., 1957; Aurora или утренняя заря в восхождении, пер. [с нем.], М., 1914. Лит.: Герцен А. И., Избр. философские произв., т. 1. [М.], 1948, с. 233–39; Левен В. Г., Якоб Беме и его учение, "Вестн. истории мировой культуры", 1958, No 5; Feuerbach L., Geschichte der neueren Philosophie, в его кн.: Sämmtliche Werke, Bd 4, Stuttgart, 1910; Buddecke W.,Die Jakob Böhme-Ausgaben. Ein beschreibendes Verzeichnis, TI 1, Göttingen, 1937; Benz E., Schellings theologische Geistesahnen, Mainz – Wiesbaden, 1955; Grunsky H., Jacob Böhme, Stuttgart, 1956; Stoudt J. J., Sunrise to eternity. A study in Jacob Boehme's life and thought, Phil., 1957.
А. Гулыга. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.

БЕМЕ
    БЁМЕ Якоб (Jakob Böhme, Jacob Воете) (1575, Альтзейденберг, близ Гёрлица—17 ноября 1624, Гёрлиц) — немецкий мистик, мыслитель и философ. Сын крестьянина, отличавшийся слабым здоровьем, Бёме получил лишь скудное образование первых классов начальной школы, в юности пас скот, был учеником сапожника, затем мастером и владельцем сапожной лавки в Гёрлице, впоследствии сменил ремесленничество на (малодоходную) торговлю. Был примерным семьянином и отцом четырех детей.
    Присущие Бёме черты визионерства и харизматического лидерства (при большой скромности и душевной мягкости) в соединении с его религиозной неортодоксальностью вызвали гонения на него со стороны церкви, но в то же время привлекли к нему в последние годы жизни немало образованных, в т. ч. знатных сторонников, давших ему почетный титул Philosophus Teutonicus. Через них сочинения и идеи Бёме становятся известными и находят множество приверженцев во всех протестантских странах (особенно в Голландии и Англии). Его учение находит глубокий отклик в немецкой религиозной философии кон. 18 —нач. 19 в. (пиетисты, Гердер, Гёте, Баадер, Фр. Щлегель и др. романтики, Гегель, Шеллинг).
    Основные произведения: “Аврора, или Утренняя заря в восхождении” (1612, рус. пер. 1914), “О троякой жизни человека” (1619—20), “О вочеловечении Иисуса Христа” (1620), “De signature rerum” (1621—22), “О выборе по благодати” (1623), “Mysterium magnum” (1623). Кроме этого Бёме принадлежат 11 теоретических и 11 практических (религиозно-наставительных) трактатов, 8 полемическиапологетических сочинений и 79 писем (“посланий”), часть которых считается самостоятельными трактатами. При жизни был издан только сборник “Путь ко Христу” (1624). В 1628—78 вышло в свет ок. 50 изданий различных его произведений. Собр. соч.: 1682, 1715, 1730—31 (3-е, лучшее, переиздано в 1955—61), 1831—47.
    В мышлении Бёме религиозные и философские идеи неразрывно слиты с мифопоэтическими образами, и в этом он близок традициям неоплатонизма, гностицизма, алхимии, герметизма, немецкой средневековой мистики, импульсы которой он воспринял (Мейстер Экхарт). Свойственный ему символизм затруднял рациональное истолкование его учения (поскольку у Бёме “нет метода и порядка в изложении своих мыслей, то очень трудно дать представление о его философии”.—Гегель. Соч., т. XI. Л.—М., 1935, с. 230). Будучи автодидактом, Бёме не признавал иных источников познания, кроме текста Библии и собственной души; в его текстах трудно обнаружить скрытые цитаты, распознаются лишь влияния Парацельса, у которого Бёме заимствовал отдельные термины (напр., “сигнатуры”), а общепринятые в ту эпоху алхимические и даже оккультистские термины (как и терминология мистики) получают у него оригинальный смысл.
    Основной мотив “богомудрия” Бёме—желание очистить исказившуюся, по его мнению, традицию и на этой основе установить вечный религиозный мир в обществе, а отдель- ным людям дать образец “истинного христианского процесса” (т. с. духовной практики), ведущего к спасению. Бёме расходится с господствующей традицией в вопросе о предопределении и природе зла: он недвусмысленно решает его в пользу свободы как Бога, так и человека, а зло понимает как необходимый момент свободы Бога. Центральная идея Бёме—самооткровение Бога, которое он мыслит как универсальную бытийную модель и основные модусы которого выражает терминами “в себе”, “вне (из) себя” и “для себя”. Бог в себе есть, по Бёме, вечное Ничто, “безоснова” (или “беспричина”, Ungrund), трансцендентное благо и свобода, “чистая Божественность”, вечное Единое, безначальная воля, имеющая объектом лишь себя самое. В качестве таковой она — “вечное око” и одновременно “зерцало Бога”, т. е. абсолютное и самодостаточное самосознание Бога. В силу своей неограниченной свободы эта воля. И вечно пребывает в Ничто, и является “волей к нечто”, т. е. к самооткровению, которое начинается с “самовмещения” “беспричинной воли” (Отца как лица Троицы) в себе самой как причине и сущности себя самой. Т. о.. Отец вечно рождает совечного себе Сына (“вечное Слово”, “Сердце”), Для дальнейшего откровения воля должна “выйти из-себя”, и это “исхождение” Бёме называет Св. Духом, а его результат—самообозримостью Бога, Премудростью, “произнесенным Словом”, в котором единый Бог открывает себя в качестве Троицы. В процессе самооткровения как “вечной игры” Бога воля с необходи
    мостью порождает “противоволю” как принцип движения духа вне чистой Божественности. Первый этап этого движения—“вечная природа”, мир чистых сущностей, где взаимосложение воли и противоволи приводит к “сжатию”, порождающему “огненную молнию”, два аспекта которой (огонь и свет) образуют соответственно “царство мрака” (1-й принцип) и “царство радости” (2-й принцип). В последнем Слово становится “оформленным”. Результат взаимодействия двух “принципов”—материальная природа (3-й принцип) и человек. Бытие бесконечно многих сущностей, обусловленное оформлением Слова, Бёме называет “имагинацией” (т. е. “вхождением в образ”), а ее восприятие человеком в аспекте множественности — “фантазией” (наваждением). Символическое самораскрытие Слова совершается не механически, а свободно, а потому сопровождается злом (диаболом) как меональной репликой символа. Т. о., Бог в себе трансцендентен и самодостаточен, но он же, вечно разыгрывающий самооткровение, имманентен всему, что разыгрывает. Эта игра—речь Бога, разорванная паузами зла и мрака как собственным необходимым внутренним моментом, вбжзи своего источника звучащая чисто и громко, а в наибольшем отдалении от него, на уровне материальной природы—глухо, тихо и искаженно. Однако в человеческом духе, освобожденном пришествием и подвигом Христа, заключена возможность обратного вхождения в царство вечно неомраченного духа и свободы. В трактовке “христианского процесса” Бёме следует мистической традиции: человек спасается, гася в себе “самоценность” и становясь чистым проводником Слова Божьего. Обращаясь внутрь себя посредством смирения и отрешенности, душа перестает быть лишь зеркалом Духа и обретает субстанциальное тождество с ним, а звучащее Слово, получая таким образом свое эхо, познает, до каких пределов оно дошло, и становится “для себя”, символически оформляет себя. Путь восстановления изначальной целостности человека, нарушенной грехопадением, Бёме вслед за алхимиками видит еще и в достижении андрогинного единства изначального Адама (и Христа), ведущем к новому рождению человека как символического, причастного к вечности и свободного существа. “Утренняя заря” возрождения истинной религии, предвозвещающей “день Божий”, и есть смысл той миссии, к которой Бёме чувствовал себя призванным, Из многочисленных попыток усвоения идей Бёме наиболее плодотворными были в философии позднего Шеллинга и в “аналитической психологии” К. Г. Юнга.
    Соч.: Sämtliche Schriften, hrsg. von A. Faust und W. E. Peuckert, Bd. 1-11. Stuttg., 1955-61; Die Urechriften, hrsg. von Werner Buddecke, Bd. 1—2. Stuttg., 1963—66; врус. пер.: Aurora, илиУтренняя заря в восхождении, пер. А Петровского. М., 1914 (репринт: М., 1990), Лит.: Смирнов-Пштонов Г. П. Русские переводы Якоба Бёме. — “Библиографические записки”, 1858, № 5, с. 129—137; Peuckert W.-E. Das Leben Jakob Böhmes. Jena, 1924; Koyri A. La philosophie de Jacob Boehme. P., 1929; Berdjajew N. Jakob Böhmes Lehre von Ungrund und Freiheit.-“Blätter für deutsche Philosophie” (B.), 1932, 6(3); BewE. Der vollkommene Mensch nach Jacob Böhme. Stuttg., 1937; WihrC. Jakob Boome in Selbszeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg, 1971; Gnwsky H. Jacob Böhme. Stuttg., 1984.
    Б. М. Бакусев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»