АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
(от греч. anthropos человек, и logos – понятие, учение)
наука о происхождении и эволюции человека.

Философский энциклопедический словарь. 2010.

АНТРОПОЛО́ГИЯ
(от греч. ἄνϑρωπος – человек и λόγος – учение) – наука о происхождении человека и его рас, об изменчивости строения тела человека во времени и территориально. Человек качественно отличается от всех др. живых существ: будучи биологич. организмом, он вместе с тем – обществ. существо. Правильное понимание биологич. эволюции человека невозможно без анализа закономерностей развития человеч. общества. В силу этого А. тесно связана не только с биологич., но и с обществ. науками. Энгельс указывал, что А. является наукой, "опосредствующей переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории" ("Диалектика природы", 1955, с. 146). За рубежом, особенно в Англии и в США, в А. включают также археологию и этнографию. Собственно А. определяется там как физич. антропология. Несмотря на тесную связь А. с этнографией и археологией, сов. исследователи не разделяют этой т.зр. и придерживаются строгого разграничения указанных наук, обусловл. спецификой их задач и методов.
Формирование А. как самостоят. дисциплины относится к 19 в. Наиболее ранними признаками зарождения А. принято считать анатомич. познания древних египтян, их умение в настенной живописи и в скульптуре отражать племенные и расовые отличия известных им групп людей.
Значит. развития А. достигла в Др. Греции и Риме. Термин "А." принадлежит Аристотелю. Его заслугой является разработка важнейших морфологич. критериев для характеристики человека, многие из к-рых могут быть приняты и в наст. время. Лукреций в поэтич. форме изложил историю естеств. развития человека и его материальной культуры. С именем рим. врача Галена связывается расширение анатомич. знаний. В средние века антич. традиции сохранялись в Передней и Ср. Азии. Бурный подъем естеств. наук, в т.ч. и анатомии человека, связан с открытием новых стран, материков Австралии и Америки и знакомством с неизвестными народами и племенами. Важное значение имело более широкое знакомство европейцев с различными видами обезьян, особенно человекообразных, с их анатомич. строением и поведением. Упорядочение накопленных материалов вызвало необходимость в его классификации. Возникали систематич. построения, охватывающие человека и его расы (Бернье, 1684, Лейбниц, 1700). Линней (1735) выделил в своей классификации животного мира отряд приматов, куда включил и человека как особый вид Homo sapiens, разделенный на четыре расы.
Вопросы А. интересовали Ломоносова, Радищева, Каверзнева. Радищев, напр., высказал мысли о близости обезьяны и человека, о влиянии климатич. условий на расовые признаки.
Середина 19 в. является самым важным периодом в истории А. Эволюц. теория Дарвина ["Происхождение видов путем естественного отбора" (1859), "Происхождение человека и половой отбор" (1871)], подготовленная идеями трансформизма Ламарка (1809), археологич. исследованиями Буше де Перта, геологич. работами Лайеля, нанесла удар креационистским представлениям в вопросе о происхождении человека. Начиная с 60-х гг. 19 в. резко возрос интерес к осн. антропологич. проблемам (происхождение человека, происхождение и систематика человеч. рас, расселение человечества). Создаются антропологич. об-ва в Париже (1859), Лондоне (1863), Москве (1864), Берлине (1869) и т.д. Они становятся науч. и пропагандистскими центрами в области А. В это же время разрабатываются методич. приемы (Брока, Бэр), конструируется спец. инструментарий. Одной из форм популяризации А. были антропологич. выставки. Антропологич. выставка в Москве (1879) была организована по инициативе одного из основателей рус. антропологии Богданова.
Конец 19 и нач. 20 вв. – период более или менее окончат. формирования А. как науки (проводится унификация осн. методич. приемов исследования, вводятся методы статистич. анализа). В 1914 вышло в свет капитальное сводное руководство швейц. антрополога Мартина "Учебник антропологии в систематическом изложении" (R. Martin, Lehrbuch der Anthropologie in der sistematischen Darstellung, 1914), сохраняющее свое науч. и методич. значение до наст. времени.
Правильное решение вопросов проис-хождения человека, проблем возникновения и генетич. взаимоотношения человеч. рас, соотношения и значения этнич. и расовых компонентов в истории развития общества и отд. народов стало возможным только на основе методологии диалектич. и историч. материализма. Задачами и методами исследования обусловливается деление совр. А. на три осн. раздела: учение о происхождении человека (см. антропогенез), морфология человека и этнич. А., или расоведение, к-рые тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Морфология человека изучает изменчивость строения тела человека, обусловливающие ее факторы, закономерности роста и телосложения во взрослом состоянии и в процессе индивидуального развития. Большое место занимают исследования групп крови. В морфологии человека широко применяются методы антропометрич. обследования больших контингентов населения с последующей обработкой полученных данных приемами статистики. Этот раздел А. имеет тесное соприкосновение с практикой, т.к. полученные данные могут быть использованы при оценке физич. развития, широко применяются в пром-сти для разработки размерных стандартов одежды, обуви, мебели, внутр. оборудования средств передвижения (автобусы, самолеты) и т.п.
Этнич. А. (расоведение) изучает происхождение, географич. распространение и смешение расовых групп человечества. Важной и пока еще не вполне ясной является проблема факторов и путей формирования рас человека – расогенез. Одной из осн. задач этнич. А., является изучение этногенеза различных народов. В данном случае антропологич. материал используется как историч. источник и его значение возрастает тем больше, чем древнее изучаемая историч. эпоха. Данные этнич. А. являются основой в борьбе против антинауч. "теорий" расизма. Они свидетельствуют об исключит. близости человеч. рас в морфологич. и психич. отношениях. Руководствуясь марксистско-ленинским учением, сов. школа в этнич. А. опровергла расистские измышления о якобы имеющемся совпадении расы и нации, тесной связи расы с языком, культурой, пропагандировавшиеся нем. фашизмом и не утратившие своего отрицат. влияния в совр. бурж. А.
Сов. антропологи внесли большой вклад в развитие А. В области изучения антропогенеза трудами Бунака, Гремяцкого, Нестурха, Рогинского, Якимова и др. были во многом впервые поставлены такие важные проблемы, как факторы эволюции человека, возникновение типа совр. человека, возникновение речи, прямохождения, развитие мозга. Этому немало способствовали открытия на территории СССР костных остатков древних людей и следов их деятельности (неандертальцы из грота Киик-Коба в Крыму и пещеры Тешик-Таш в Узб. ССР, люди позднего палеолита из стоянок на Дону и в Крыму). Исследования Бунака, Башкирова, Зенкевича и др. в области изменчивости признаков, их взаимосвязи, конституций человека и физич. развития содействовали развитию морфологии человека как раздела А. Разработка методов матем. анализа изменчивости и связи признаков принадлежит Игнатьеву, Пугачевой. Существ. вклад в этнич. А. сделали своими теоретич. и полевыми исследованиями Бунак, Гинзбург, Дебец, Левин, Ошанин, Трофимова, Чебоксаров, Ярхо и др. исследователи. Важным теоретич. достижением сов. расоведения является разработка понятия расы, как исторически развивающейся категории (Бунак).
В СССР осн. антропологич. исследования (включая приматоведение) производятся в Ин-те и Музее антропологии МГУ и на кафедре антропологии МГУ, в секторе антропологии Ин-та этнографии АН СССР (Москва и Ленинград), в Ин-те морфологии АН Груз. ССР, в Ин-те археологии и этнографии АН Эст. ССР, в Ин-те экспериментальной патологии и терапии Академии мед. наук в Сухуми, в ун-тах Томска, Ташкента, Тарту и др. местах. Научно-просветит. работу в области А. ведут Музей антропологии и энтографии АН СССР в Ленинграде, Музей ин-та антропологии МГУ в Москве, а также отд. выставки в др. городах. Подготовка кадров проводится кафедрами антропологии Московского и Средне-Азиатского ун-тов. Сов. антропологи публикуют свои труды в периодич. издании "Вопросы антропологии".
Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955, гл. 5; Энгельс Φ., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, М., 1952; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1952; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Соч., 4 изд., т. 22; его же, Рабочий класс и неомальтузианство, там же, т. 19; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2; его же, Национальный вопрос и ленинизм, там же, т. 11; Анучин Д. Н., Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России, "Русский антропол. ж.", М., 1900, No 1; Бунак В. В., Антропометрия, М., 1941; его же, Опыт типологии пропорций тела и стандартизация главных антропометрических размеров, "Уч. зап. МГУ", вып. 10 – Антропология, М., 1937; Бунак В. В., Ηестурх М. Ф., Рогинский Я. Я., Антропология, Μ., 1941; Гремяцкий Μ. Α., Анатомия человека, М., 1950; Дарвин Ч., Происхождение человека и половой отбор, Соч., т. 5, М., 1953: Дебец Г. Ф., Палеоантропология СССР, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", Нов. сер., т. 4, М.–Л., 1948; его же, Сорок лет советской антропологии, "Сов. антропология", 1957, No 1; Дебец Г. Ф., Левин М. Г. и Трофимова Т. А., Антропологический материал как источник изучения вопросов этногенеза, "Сов. этнография", 1952, No 1; Левин М. Г., Этническая антропология и проблема этногенеза народов Дальнего Востока, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", т. 36, 1958; Ηестурх Μ. Φ., Человеческие расы, М., 1954; его же, Происхождение человека, М., 1958; Плисецкий М. С., Классовая борьба в науке о человеке, М., 1951; Рогинский Я. Я., Теории моноцентризма и полицентризма в проблеме происхождения современного человека и его рас, М., 1949; Ρогинский Я. Я. И Левин М. Г., Основы антропологии, [М.], 1955; Чебоксаров Η. Η., Основные направления расовой дифференциации в Восточной Азии, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", Нов. сер., т. 2, 1947; Якимов В. П., Неандертальская проблема в трудах советских антропологов, "Сов. антропология", [М.], 1957, No 2; его же, О двух морфологических типах европейских неандертальцев, "Природа", 1949, No 10; Ярхо А. И., Алтае-саянские тюрки, Абакан, 1947; его же. Против идеалистических течений в расоведении СССР, "Антропол. ж.", 1932, No 1; Наука о расах и расизм, [Сб. статей], М.–Л., 1938; Происхождение человека и древнее расселение человечества, "Тр. Ин-та этногр. АН СССР", т. 16, М., 1951; Теория и методы антропологической стандартизации применительно к массовому производству изделий личного пользования, [M.], 1951; Cооn С. S., The races of Europe, N. Υ., 1939; Μаrtin R., Lehrbuch der Anthropologie, 2 Aufl., Bd 1–3, Jena, 1928.
В. Якимов. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "АНТРОПОЛОГИЯ" в других словарях:

  • АНТРОПОЛОГИЯ —         область научного познания, в рамках к рой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусств, среде.         В совр. науке встречаются разл. варианты систематизации антропол. дисциплин. Так, к А. относят:… …   Энциклопедия культурологии

  • АНТРОПОЛОГИЯ — (от греч. anthropos человек, и logos слово). Наука о человеке со стороны физической и духовной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРОПОЛОГИЯ наука о человеке вообще, как по отношению к телу, так и… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • АНТРОПОЛОГИЯ — (anthropology) В буквальном смысле означает науку о человеке; в широком значении это слово использовалось в английском языке в течение нескольких веков. В XVIII и большей части XIX в. к антропологии в первую очередь относили исследования… …   Политология. Словарь.

  • антропология — и, ж. anthropologie f. Учение о происхождении человека и его рас (религ. мифологич. и естественно научное), о физических и духовных особенностях человека. Сл. 18. Антропология наука о естестве человеческом вообще. Корифей 1 22. И, не будучи… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Антропология — (гр. antropos – адам және logos – ілім) – кең мағынада адамның шығуы мен дамуы туралы, оның табиғаты мен мәні туралы ілім. Ол негізінен әлеуметтік, медициналық, мәдени, теологиялық т.б. және философиялық антропология болып жіктеледі. Қазіргі… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • АНТРОПОЛОГИЯ — англ. anthropology; нем. Anthropologie. 1. Наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека, обозначаемая так же, как физическая антропология. 2. Наука, изучающая… …   Энциклопедия социологии

  • АНТРОПОЛОГИЯ — (от греч. anthropos человек и logos слово, учение), наука о человеке. С нач. 19 в. в определении А., её содержания и места среди др. наук наметились две осн. тенденции. Первая, уходящая своими корнями в систему взглядов франц. просветителей 18 в …   Демографический энциклопедический словарь

  • антропология — Биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и человеческих рас. Иногда термин понимается расширительно как совокупность наук о человеке. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Антропология —  Антропология  ♦ Anthropologie    Этимологически – познание (logos) человека (anthropos). Но термин выглядит достаточно туманным, как, впрочем, и само понятие. Имеется ли в виду философское познание? Или научное познание? Тогда в области какой… …   Философский словарь Спонвиля

  • Антропология — * антрапалогія * аnthropology изучение развития человеческой расы, человеческого рода (род Люди). Термин используется в отшении всех людей во все времена и на всех уровнях проявления человеческих факторов. А. традиционно дистанцируется от других… …   Генетика. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»