- РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
- РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
-
(Robert Grosseteste), т.е. Роберт Большая Голова (ок. 1168/1175—1253) — англ. философ, теолог и ученый-оптик; теоретик и практик опытной науки, вдохновитель естественно-научных традиций оксфордской школы. Канцлер Оксфордского ун-та (1214—1221/1231), епископ Линкольнский (с 1235). Среди основных трудов: «О душе», «Об истине», «О линиях, углах и фигурах», «Шестоднев» и др. Спецификой его творчества является единство теории познания, учения о физико-математической природе универсума и представления о космогоническом процессе в рамках общей концепции метафизики света.
За основу эмпирического метода Р. Г. берет логическую схему Аристотеля: ступенями научного познания являются индуктивный анализ опытных данных, направленный на отыскание их предполагаемой причины, и последующий дедуктивный синтез, выводящий из этой причины следствия, вновь подлежащие опытной проверке. Поскольку совершенное знание предмета возможно лишь при совпадении его эмпирических определений с его сущностными определениями, Р. Г. стремится к согласованию при посредстве света (схватывающего природу чувственной и умопостигаемой областей бытия) аристотелевской квалитативной физики с формально-математическим описанием реальности. Р. Г. определяет свет как «форму телесности», единую для всех тел, что обусловливает придание геометрическим законам его распространения статуса всеобщих. В космогоническом трактате «О свете, или О начале форм» Р. Г. показывает, каким образом математические отношения были внедрены в универсум. Бог творит в начале времен световую точку, в которой слиты воедино первоформа-свет и первоматерия и в которой потенциально уже заключен весь мир; из нее по физико-математическим законам излучения света начинается процесс эманации. Путем бесконечного самоумножения свет распространяется во все стороны, простирая материю до размеров универсума, а затем, устремляясь в обратном направлении (к центру Вселенной), сосредоточивает ее и последовательно создает тринадцать сфер «мировой машины», в которой всякое тело является в большей или в меньшей степени приумноженным светом.
Кроме того, Р. Г. отстаивал реальность актуальных бесконечностей, между которыми могут существовать пропорциональные отношения. Он оказал значительное влияние на развитие философии и опытной науки 13—14 вв. (Р. Бэкон, Витело, Фома Брадвардин, Н. Орем).
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
- РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
-
(Robert Grosseteste), Роберт Большая Голова (1175, графство Суффолк,— 9.10.1253, Бакден), ср.-век. философ, представитель оксфордской школы. С 1235 епископ Линкольнский. Августиновский платонизм сочетается у Р. Г. с элементами грекоараб. естеств. наук, в особенности оптики и аристотелевского учения о познании, получившими распространение на Западе с 12 в. Развитая им концепция «метафизики света» исходит из понятия о свете как тончайшей телесной самораспространяющейся субстанции и одновременно как первичной форме и энергии. Для возникновения мира достаточно предположить создание богом одной единств. точки, формой которой является свет и самораспространение которой производит видимую нами Вселенную. Граница Вселенной — крайний предел возможного распространения этой точки; эта граница, твердь, отражает свет, и отражённый свет в обратном движении организует всю Вселенную, образуя небесные сферы и сферы элементов, причём действия всех высших сфер концентрируются в Земле.Свет предстаёт у Р. Г. как универс. носитель всякого действия во Вселенной. Законы распространения света (т. е. законы геометрич. оптики) выступают как законы движения и распространения сил и взаимодействий; отсюда настаивание на первостепенном значении математики (прежде всего геометрии) для изучения природы.Первый свет — это также и первопричина сущего. В «метафизике света» Р. Г. воспроизводится восходящее к неоплатонизму учение патристики о том, что бог есть свет. Свет оказывается посредником между чистой духовной и материальной субстанциями: через свет высшая часть души (intelligentia), не связанная с телом, оказывает воздействие на него.Для интеллигибельного мира духовный свет то же, что телесный свет для чувств. вещей. Когда высшая часть души совершенно чиста, т. е. не замутнена телесными проявлениями, первый свет и заключённые в нём как первопричине божеств. идеи сотворённых вещей созерцаются непосредственно. Однако человеч. познание может осуществляться и менее совершенным образом: из эмпирич. опыта восстанавливаются сущности материальных вещей, и в них как в отображении усматриваются вечные идеи. Познание сущности вещей происходит посредством абстракции. Эта операция, описываемая Р. Г. в соответствии с аристотелевской теорией познания, начинается с чувств. познания и состоит в последоват. отделении (абстрагировании) акциденций, приводящем в итоге к знанию субстанции. Подчёркивая важность опытного познания и математики в изучении природы, Р. Г. предвосхищает естеств.-науч. тенденции последующих веков.The writings of Robert Grosseteste, ed. by S. H. Thomson, Camb., 1940.Baur L., Die Philosophie des Robert Grosseteste, Munster, 1917; Сromhiе А. С., Robert Grosseteste and the origins of experimental science, Oxf., 1953; Robert Grosseteste, scholar and bishop, ed. by D. A. Callus, Oxf., 1955.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
-
(Robert Grosseteste)Роберт Большая Голова (род. 1175, Стрэдбрук – ум. 9 окт. 1253, Линкольн) – англ, схоласт; епископ. Его натурфилософия была первой попыткой сознательно опереться на математику, а в отношении физики – на метафизику света. В гносеологии он исходил из представления об «озарении» познающего божественным светом.
Философский энциклопедический словарь. 2010.
- РО́БЕРТ ГРО́ССЕТЕСТ
-
(Robert Grosseteste) (Большеголовый) (1175 – 9 окт. 1253) – англ. естествоиспытатель и философ. Учился и преподавал в Оксфорде, с 1235 – епископ Линкольнский. Как и. его ученик Р. Бэкон, Р. Г. придавал исключительно важное значение математике и оптике. По Р. Г., свет, обладающий способностью распространяться во все стороны "из силового центра", является началом образования всех телесных форм, т.е. протяженности. Др. физич. силы Р. пытался объяснить на основе своего учения о свете (т.н. "световой метафизики"), т.е. по возможности геометризировать представления о них. По Р. Г., "польза изучения линий, углов и фигур – величайшая, ибо без них невозможно постичь натуральную философию" ["De luce", цит. по кн.: "Die philosophischen Werke des Robert Grosseteste", hrsg. von L. Baur, Münster–W., 1912, S. 59; имеется англ. перевод этого соч. – "On light (De luce), transl. from the Latin with an introd. by С. С. Riedl", Milwaukee, 1942]. Следуя антич. образцам (Аристотель, Гален), Р. Г. формулировал осн. принципы экспериментального метода.Исследование начинается с изучения явлений, данных в опыте, и восходит к их предполагаемой причине (анализ – resolutio); из этой гипотетич. причины дедуктивно выводятся следствия (синтез – compositio), к-рые подлежат затем опытной проверке. Эти свои тезисы Р. иллюстрировал на примере теории радуги. Р. перевел с греческого и комментировал соч. Аристотеля, Дионисия Ареопагита и Иоанна Дамаскина.Соч.: The Hexameron (первые 12 глав 7-й части), ed. J. T. Muckle, Mediaeval Studies, v. 6, Ν. Υ.–Toronto, 1944; The writings of R. Grosseteste, ed. by S. Harrison Thomson, Camb., 1940 (имеется библ. изданных и неизданных произв. Р.).Лит.: Вaur L., Das Licht in der Naturphilosophie des R. Grosseteste, в кн.: Abhandlungen aus dem Gebiete der Philosophie und ihrer Geschichte, eine Festgabe zum 70. Geburtstag G. von Hertling, Freiburg im Breisgau, 1913, S. 41–55; его же, Die Philosophie des R. Grosseteste, Münster im Westfalen, 1917; Сrоmbie A. C., R. Grosseteste and the origins of experimental science, Oxf., 1953; R. Grosseteste. Scholar and bishop, ed. by D. A. Callus, Oxf., 1955.В. Зубов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ
-
РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (Роберт Большая Голова) или Роберт Линкольнский (Robert Grosseteste, Robertus Lincolniensis) (ок. 1168 или 1175, Страдброук, Суффолк — 9 октября 1253, Бавден, Хантингдоншир) — английский философ, теолог и ученый-оптик. Доктор теологии (к 1214) и первый канцлер Оксфордского университета (1214—21/31); епископ Линкольнский (с 1235). Теоретик и практик опытной науки, вдохновитель естественнонаучных традиций Оксфордской ужолы.Помимо переводов и комментариев ему принадлежат труды богословско-философские (“О свободном решении”, “О душе”, “Об истине” н др.) и естественнонаучные (“О свете, или О начале форм”, “О линиях, углах и фигурах”, “Шестоднев” и др.). Спецификой его творчества, испытавшего влияние августиновского платонизма, аристотелизма и греко-арабского естествознания, является единство теории познания, учения о физико-математической природе универсума и представления о космогоническом процессе в рамках метафазаки света.За основу эмпирического метода Роберт Гроссетест берет логическую схему Аристотеля. Научное, познание начинается с индуктивного анализа (resolutio) опытных данных, предполагающего отыскание номинального (quia), причинного (propterquid) и родового (genus) определений явления. Затем путем дедуктивного синтеза (compositio) оно снова проходит этот путь, но в обратном направлении, т. е., исходя из полученной общей посылки (предполагаемой родовой причины), устанавливает видообразующие отличия (differentiae specificae) следствий и выводит каждое явление определенной области, вновь подвергая его опытной проверке.Т. к. совершенное знание предмета возможно лишь при совпадении его эмпирических определений (quia) с его существенными определениями (propter quid), Роберт Гроссетест стремится к согласованию при посредстве света (схватывающего природу физического и математического миров, чувственной и умопостигаемой областей бытия) аристотелевской квалитативной физики с формально-математическим описанием реальности. Свет определяется им как “форма телесности” (forma corporeitatis), которая, будучи общей формой всех тел, делает их протяженными. Причастие ей всего сущего обусловливает единство мироздания и придание геометрическим законам умножения и распространения света, действующим в рамках оптики, статуса всеобщих законов, применимых по отношению ко всей реальности. Всякое развертывание (replicatio) материи и формы тел, будучи причиной всех их изменений, происходит согласно математическим формулам и благодаря мультипликации света, являющейся тождественной и т. н. “мультипликации видов” (multiplicatio specierum), т. е. трансмиссии по силовым лучам форм действующей причины. Роберт Гроссетест утверждает также, что посредством света высшая часть человеческой души (intelligentia) руководит и движет телом.В космогоническом трактате “О свете, или О начале форм” Роберт Гроссетест показывает, каким образом математические отношения были внедрены в универсум. Бог творит в начале времен световую точку, в которой слиты воедино первоформа-свет и первоматерия и потенциально уже заключен весь мир; из нее по физико-математическим законам излучения света начинается процесс эманации. Путем бесконечного самоумножения свет распространяется во все стороны, простирая материю до размеров универсума, а затем, устремляясь в обратном направлении (к центру вселенной), сосредоточивает ее и последовательно создает девять неизменных небесных сфер квинтэссенции и четыре изменчивые сферы элементов: огня, воздуха, воды и земли. В результате образуется физико-космологическая система Аристотеля, чье функционирование, однако, объясняется математическими законами, ибо все тела в ней являются в большей или меньшей степени приумноженным светом.При этом Роберт Гроссетест отстаивал реальное существование актуальных бесконечностей, которые суть хотя и непознаваемые человеческим разумом, но “определенные числа”, полагаемые и мыслимые Богом. Между ними могут существовать пропорциональные отношения. Роберт Гроссетест оказал значительное влияние на развитие философии и опытной науки 13—14 вв. (Р. Бэкон, Ц. Витело, Фома Брадвардин, Н. Орем).Соч.: Die philosophischen Vfcrke des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln, ed. L. Baur (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. K). Münster i. W, 1912; Hexameron, ed. R. C. Dales & S. Gieben (Auctores Brit. Med. AeviVI). L., 1982; в рус. пер.: О свете, илиО начале форм, пер., вступл. и комм. А. М. Шишкова,— “ВФ”, 1995, №6.Лит.: Baur L. Die Philosophie des Robert Grosseteste, Bischofs von Lincoln (t 1253) (Beiträge zur Geschichte der Philosophie des Mittelalters, Bd. XVIII, Heft. 4-6). Münster i. W, 1917; Thomsons. H. The Writings of Robert Grosseteste, Bishop of Lincoln 1235—1254. Cambr, 1940; McEvoyJ. The philosophy of Robert Grosseteste. Oxf., 1982; CrombieA. С. Robert Grosseteste and the Origins of Experimental Science 1100—1700. Oxf., 1953 (reed. 1962); Robert Grosseteste, scholar and bishop, ed. D. A. Callus. Oxf., 1955.A. М. Шишков
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.