Тихон Макарьевский

Тихон Макарьевский
        Макариевский (г. рожд. неизв., вероятно, Н. Новгород - по уточн. данным, 30 IV (11 V) 1707, Москва) - рус. муз. теоретик, историк, поэт и церк. деятель. Постриженик, а в 1675 (по др. данным, с сер. 1674) - 1677 архимандрит Троицкого Макарьевского Желтоводского монастыря (г. Макарьев Нижегородской губ.). С 1680 келарь (с расширенными адм. правами) Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (назначен именным указом царя Федора Алексеевича), в 1694 - Чудова монастыря в Моск. Кремле, с кон. 1694 казначей Патриаршего казенного приказа.
        Обладая разносторонними знаниями, Т. М. проявил себя в разл. областях культуры Был связан с передовыми муз., лит., высшими церк. и гос. кругами России (приближенный советник патриарха Адриана, пользовался доверием Петра I); в области музыки - сторонник и пропагандист нотолинейного письма. Работы Т. М. преим. компилятивны. По традиции того времени он зашифровывал свое имя (авторство) в акростихах. В 70-х - нач. 80-х гг. 17 в. (не позднее 1685, т. к. эта дата указана на одном из списков) составил "Сказание о нотном гласобежании и о литерных знаменных пометах, и о знамени нотном, яже в сем ключе разумения написано по линиям и испациям простого клявеса" (в исследоват. лит-ре часто обозначается кратким назв. "Ключ") - наиболее полное двоезнаменное муз.-теоретич. руководство (см. Двоезнаменник), в к-ром разработаны нек-рые методич. приёмы освоения нотного письма (посредством знаменного), отражены особенности знаменной системы 2-й пол. 17 в. (см. Азбука музыкальная). "Ключ" Т. М. (по предположению В. M. Mеталлова, в составлении "Ключа" принимал участке Н. П. Дилецкий) состоит из двух осн. частей: теоретической (включает разделы: предисловие, таблица-рисунок "ключа", двоезнаменная таблица интонирования знамён - "имена знамени") и практической (двоезнаменное изложение знамён, изменяющих интонацию в попевках разных гласов, начертания 90 фит, 50 лиц с "разводами", 68 строк "осмогласного пения", расположенные в гласовом порядке, краткое заключение). Кроме того, руководство содержит "Увещание" ("Вирши") - акростих, а также традиц. авторское послесловие. В нек-рых списках имеются дополнит. разделы. Списки "Сказания о нотном гласобежании..." помещались гл. обр. в рукописных муз.-теоретич. сб-ках 17-18 вв., часто совместно с "Извещением о согласнейших пометах" Александра Мезенца и нотолинейными грамматиками. "Ключ" был распространённым практич. пособием с кон. 17 в.
        Т. М. составил и написал исторпч. труды: "Степенная книга" ("Латухинская", 1678) в пространной и краткой редакциях, "Летописец вкратце" (известная ред. 1706). Он был автором акростихов и стихотворных вставок в своих историч. и муз.-теоретич. трудах.

Литература: Металлов В. М., Старинный трактат по теории музыки 1679 года, составленный киевлянином Николаем Дилецким, "РМГ", 1897, No 12 (отд. оттиск, СПБ, 1898); Разумовский Д., Церковнорусское пение, в кн.: Труды Первого археологического съезда в Москве, 1869, т. 2, М., 1871; Васенко П. Г., Заметки к Латухинской степенной книге, в Сборнике Отделения русского языка и словесности имп. Академии наук, т. 72, No 2, 1902 (отд. оттиск, СПБ, 1902); Бражников М. В., Древнерусская теория музыки, Л., 1972.

Г. А. Никишов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Тихон Макарьевский" в других словарях:

  • МАКАРЬЕВСКИЙ — Тихон, монах и патриарший казначей (жил в Москве во второй половине 17 го века), написал Ключ или Правила мусикийского пения, согласно и чинно сочиненного – ключ к партесному пению. (Ф.) …   Музыкальный словарь Римана

  • Макарьевский, Тихон — монах и патриарший казначей (жил в Москве во второй половине 17 го века), написал "Ключ, или Правила мусикийского пения, согласно и чинно сочиненного" ключ к партесному пению. (Ф.). {Риман} …   Большая биографическая энциклопедия

  • Россия. Искусство: Музыка — Доисторический и древний период. 1) Светская музыка. Нет сомнения, что вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ — [знаменный роспев, знаменное пение, крюковое пение], основная певческая традиция Др. Руси. Получил распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении. Понятие «знаменное пение» впервые встречается в текстах сер …   Православная энциклопедия

  • Бессонов Петр Алексеевич — Бессонов, Петр Алексеевич, славист и издатель произведений народного творчества (1828 1898). Образование получил в московском университете, по историко филологическому факультету. Сначала служил в комиссии печатания государственных грамот и… …   Биографический словарь

  • Азбука музыкальная —         др. русские теоретич. пособия (название азбука стало применяться к ним только в 18 в.). Наиболее ранние из них относятся к 15 в.Входили в состав певческих книг, занимая 2 3 стр. in quarto. Первые А. м. ограничивались перечнем певческих… …   Музыкальная энциклопедия

  • АКРОСТИХ — [греч. ἀκροστιχίς, ἀκροστίχιον, ἀνακλώμενον, ἀκροτελεύτιον], формальный прием организации преимущественно поэтических текстов, используемый обычно в декламационной и песенной поэзии. Суть А. состоит в том, что начальные буквы строф или глав… …   Православная энциклопедия

  • ИСТОРИЯ МУЗЫКИ — Попытки написать очерк всеобщей и. м. были сделаны впервые лишь в 18 м веке; в короткие промежутки времени появились труды: Padre Martini Storia della musica (3 т. 1757, 1770, 1781). Hawkins A generai history of the science and practice of music… …   Музыкальный словарь Римана

  • Новосибирская и Бердская епархия — Новосибирская и Бердская Русская православная церковь …   Википедия

  • Новосибирская епархия — Новосибирская и Бердская Русская православная церковь Вознесенский кафедральный собор …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»