Азбука музыкальная

Азбука музыкальная
        др.-русские теоретич. пособия (название "азбука" стало применяться к ним только в 18 в.). Наиболее ранние из них относятся к 15 в.Входили в состав певческих книг, занимая 2-3 стр. in quarto. Первые А. м. ограничивались перечнем певческих знаков - знамен (см. Знаменный распев). В 16 в.в нек-рых пособиях к перечислению добавлялось "толкование знамени", состоявшее из объяснения "како поется" и распределения "по гласам" (см. Осмогласие). В А. м. приводились также фиты, т. е. мелодич. формулы, записывавшиеся с помощью особого, "тайнозамкненного" сочетания знаков знаменной письменности. Фиты служили в качестве вокализов, помогавших развивать музыкальную память, дыхание, вырабатывать навыки исполнения широкой кантилены и фразировки. По мере увеличения количества фит (к концу 16 в.их было уже более ста) помнить их становилось всё труднее. Появилась необходимость в спец. пособиях - т. н. фитниках; в них были даны начертания фит с их названиями, приводились и слова, с к-рыми они чаще всего применялись в певческой практике. Позднее в фитники стали вводить "розводы", т. е. записи тех же фит обычной крюковой нотацией. С начала 17 в.в теоретич. пособиях появляются своды попевок, составлявших основу знаменного распева, - "кокизники" (от кокизы - древнерусского наименования попевки). Кокизы распределялись по гласам. Рядом с начертанием кокизы и её названием на полях рукописи приводилось слово или фраза из к.-н. наиболее известного песнопения, в к-ром она использована.
        Самым полным и систематичным теоретич. руководством по знаменному пению является "Извещение о согласнейших пометах", к-рое было составлено в 1668 группой специалистов, возглавлявшейся учёным монахом Александром Мезенцем. В этом труде впервые находит освещение система помет, т. е. дополнительных обозначений, уточнявших идеографич. систему крюкового письма.
        В конце 17 в., когда входит в употребление пятилинейная нотация, создаётся ещё один вид теоретич. пособий - двоезнаменники, в к-рых параллельно с крюковой записью кокиз и фит даётся их перевод на нотолинейную систему (см. Двоезнаменник). В 90-х гг.17 в.монах Тихон Макарьевский составил "Ключ" к чтению крюкового письма, в к-ром значение отдельных крюков, попевок и фит расшифровывается с помощью пятилинейной нотации.
        Певческие А. м. старого типа продолжали существовать ещё в 18 в., а у старообрядцев применялись и позднее, но уже не имели прежнего значения, поскольку развитие самого знаменного распева приостанавливается на рубеже 17-18 вв.
        Рукописи А. м. сохранились в гос. архивах и служат важным источником для изучения древнерусской музыкальной культуры.

Литература: Азбука знаменного пения (Извещение о согласнейших пометах) старца Александра Мезенца. Издал с объяснениями и примечаниями Ст. Смоленский, Казань, 1888; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Бражников М. В., Древнерусская теория музыки, Л., 1972.

Н. Д. Успенский.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. . 1973—1982.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Азбука музыкальная" в других словарях:

  • Азбука нотная — (музыкальная) обозначает условный порядок письменных музыкальных знаков, называемых нотами, которые ставятся на строке, или нотоносце, состоящей из пяти линий. Музыкальною азбукою принято также называть учебники элементарной теории. В настоящее… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ — условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально теоретических руководств, направленных на практическое обучение основам церковно певч. искусства. Сохранились различные типы А. п. В визант. и славяно… …   Православная энциклопедия

  • Палеография музыкальная —         (от греч. palaios старинный, древний и grapo пишу) область исторического музыкознания, специальная муз. историч. дисциплина. Изучает древние системы записи музыки, закономерности эволюции муз. знаков, модификацию их графич. форм, а также… …   Музыкальная энциклопедия

  • Крюки —         знамена, знаки др. рус. муз. идеографич. безлинейной нотации, один из видов невменного письма (см. Невмы). Происходят от палеовизант. невменной нотации (см. Византийская музыка). Древнейшие памятники рус. крюкового письма относятся к кон …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыковедение —         наука, изучающая музыку как особую форму художеств. освоения мира в её конкретной социально историч. обусловленности, отношении к др. видам художеств. деятельности и духовной культуре общества в целом, а также с точки зрения её специфич.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыкальное образование —         процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения. Под М. о. нередко понимают и самую систему организации …   Музыкальная энциклопедия

  • Двоезнаменник —         двознаменник, двузнаменник, особый вид древнерусских муз. рукописей с параллельным изложением мелодии в двух нотных системах знаменной и пятилинейной. Существовали Д. двух родов: уч. пособия типа Азбук (см. Азбука музыкальная) и певческие …   Музыкальная энциклопедия

  • Тихон Макарьевский —         Макариевский (г. рожд. неизв., вероятно, Н. Новгород по уточн. данным, 30 IV (11 V) 1707, Москва) рус. муз. теоретик, историк, поэт и церк. деятель. Постриженик, а в 1675 (по др. данным, с сер. 1674) 1677 архимандрит Троицкого… …   Музыкальная энциклопедия

  • Московский международный Дом музыки — Достопримечательность Московский международный Дом музыки Московский ме …   Википедия

  • ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАНИЯ ДУХОВНО-МУЗЫКАЛЬНЫЕ — гос., церковные и частные орг ции в России и др. странах, выпускавшие печатные издания правосл. церковных песнопений, и их публикации. В России в XVII нач. XX в. В XVII в. издание крюковых певч. книг в России не состоялось ни в 1652 г., когда… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»