Цикл

Цикл
Цикл
ЦИКЛ (от греч. κύκλος — круг) означает, в применении к литературе, ряд произведений, связанных общим сюжетом и составом действующих лиц. Цикл, в той или иной своей форме, составляет принадлежность как литературы античной, так и литературы средневековой. Встречается он и в новой литературе, и в русской народной словесности.
Понятие цикла имеет не только значение руководящей идеи при исследованиях о происхождении таких поэм, как Иллиада, Одиссея — у греков, Песнь о Роланде — на Западе и пр., но и значение обще-теоретическое — при изучении тех изобразительных особенностей, которые определяются наличностью цикловой связи.
Первое значение этого понятия, относясь к истории литературных жанров, лишь косвенно причастно, как и всякий исторический материал, к теории художественного слова. Во втором же своем значении — цикл одно из центральных теоретико-литературных понятий.
Прежде всего, следует произвести разграничение видов цикла на те, где циклизация — результат последующей разработки уже данного отчасти материала, и на те — где циклизация есть осуществление основного композиционного замысла. Первого рода циклизация более характерна для поэзии древней и средневековой, второго рода — для произведений новой литературы.
Примером первого рода циклов может служить греческая циклическая поэзия, состоящая из множества поэм, принадлежащих различным авторам, где описываются подвиги греческих богов и героев. Так, хрестоматия Прокла передает нам содержание некоторых из них. В «Теогонии» и «Титаномахии» рассказывается о женитьбе Урана на Гее (Неба на Земле), о рождении гигантов и циклопов, о битве между ними и богами, заканчивающейся победою Зевса. Поэмы связаны между собою своими героями и в сюжете своем дополняют друг друга. Такая же сюжетная и персональная связь между содержанием поэм и у германских и романских народов. Таковы поэмы Каролингского цикла, романы Круглого Стола, сказания о Нибелунгах, такова и обширная сатирическая эпопея средневековья «Роман о Лисе». Русская народная эпика дает в своих былинах примеры подобной же циклизации — вокруг любимых богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, вокруг центральной фигуры былевого творчества Владимира Красное Солнышко.
Такая циклизация есть отчасти результат естественного процесса, отчасти — результат сознательных переделок со стороны исполнителей. Благоприятные условия для циклизации представлял собою сам литературный быт, — способ распространения поэзии при помощи исполнителей — певцов и рассказчиков, по большей части странствующих. Эта особенность влекла за собою: 1) сосредоточение обширного повествовательного материала у одного лица, что рождало невольное стремление объединить, весь разнородный материал общей сюжетной или персональной связью, 2) стремление приспособить повествование к интересам различных местностей, вследствие чего материал приурочивался не к местным, областным героям, а к героям общенациональным. В русской былевой эпике циклизации былин могла способствовать и наличность так называемых «общих мест (см. ст. о былинах), перенесение которых из одной былины в другую могло сопровождаться и перенесением примыкающих к ним целых эпизодов.
Последующее нарастание циклового материала вокруг любимых героев объясняется стремлением приурочить новое повествование к известному уже лицу, чтобы вызвать этим больше внимания и больше сочувствия. Благодаря наличности обширных циклов, любимые герои их обретают как бы полу-реальное существование, становятся старыми знакомцами, даже если данный отдельный эпизод воспринимается впервые. Художественный эффект подобных обращений к прошлому литературному опыту слушателя или читателя находит себе аналогию в лирической поэзии, где поэт нередко называет знакомых литературных героев, вызывая этим в «памяти сердца» волну эстетических эмоций, связанных с названным именем. (См. об этом в статье под словом «имя»).
Новая литература дает образцы цикла как в области художественной прозы, так и в области поэзии, в области научной и литературно-критической. Впрочем, лишь в применении к художественной прозе понятие это обладает некоторой отчетливостью, — в применении же к остальным областям оно нередко без разбора употребляется вместо слов «сборник статей», «книга стихов» и пр.
Ярко выраженное цикловое построение дает Э. Золя в своей серии «Ругон-Макары», в наши дни — Ромэн Роллан в «Жан Кристофе». Циклизация материала и здесь, и там способствовала более расчлененному выполнению основного задания автора: для Золя облегчила разрешение центрального вопроса о наследственности — в применении к отдельным лицам; связанным, между собою узами родства, для Ромэн Роллана помогла осветить отдельные этапы в истории творческой личности Жан Кристофа. Помимо этого, цикловое построение способствовало опять-таки — и здесь и там — более стройной компановке фабульного материала, слишком обширного для одного сюжетного центра.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Цикл" в других словарях:

  • цикл — цикл, а …   Русский орфографический словарь

  • цикл — цикл/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Цикл — совокупность процессов в системе периодически повторяющихся движений, при которых объект, подвергающийся изменению в определенной последовательности, вновь приходит в исходное положение. Источник: ГОСТ 2846 …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ЦИКЛ — ЦИКЛ, цикла, муж. (греч. kyklos, букв. колесо). 1. Совокупность каких нибудь явлений, процессов, работ, совершающих законченный круг развития в течение какого нибудь промежутка времени. Производственный цикл (совокупность процессов от самого… …   Толковый словарь Ушакова

  • цикл — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? цикла, чему? циклу, (вижу) что? цикл, чем? циклом, о чём? о цикле; мн. что? циклы, (нет) чего? циклов, чему? циклам, (вижу) что? циклы, чем? циклами, о чём? о циклах 1. Циклом называются… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ЦИКЛ — (греч. «круг») группа известных наук, сочинений и пр.; в хронологии период, по окончании которого одни и те же явления повторяются в том же порядке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ЦИКЛ (греч.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • цикл — а, м. cycle m. < лат. cyclus <гр. kyklos круг. 1. Закономерный, регулярный круг каких н. явлений, действий, процессов. Производственный цикл. БАС 1. Целый цикл жизни отжила наша Русь, и, возрожденная, преобразованная Петром Великим, начала… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Цикл — (cycle) Любая ситуация, при которой процедура голосования для выбора из большого числа вариантов отдает предпочтение А над В, В над С... i над j, j над А. Самый известный пример – цикл простого мажоритарного правила, открытого Кондорсе… …   Политология. Словарь.

  • цикл — а; м. 1. Совокупность каких л. явлений, процессов, работ, составляющих законченный круг действия, развития чего л. Производственный ц. Годовой ц. вращения планеты. Менструальный ц. Короткий биологический ц. Одногодичный ц. развития листьев. Ц.… …   Энциклопедический словарь

  • ЦИКЛ — (от греч. kyklos круг) ..1) совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение известного промежутка времени (напр., годовой цикл)2)] Группа наук, дисциплин (напр., исторический цикл)3) Законченный Ряд каких либо произведений,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЦИКЛ — (греч. kyklos круг) совокупность процессов, работ, операций, образующих в совокупности законченную круговую последовательность. Например, жизненный цикл, производственный цикл, воспроизводственный цикл. См. также ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЦИКЛ. Райзберг Б.А …   Экономический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»